1 декабря 1988 года принят на вооружение рвсн ссср мобильный ракетный комплекс рс-12м «тополь»

Приглашение в святая святых

Watch this video on YouTube

В конце 1994 года меня, тогда военного корреспондента газеты «Известия», пригласили в Главный штаб РВСН и предложили написать о дальнейшем развитии, а точнее о модернизации стратегического ракетного комплекса «Тополь». Теперь, рассказали мне, он мог располагаться не только на подвижной грунтовой платформе, но и в шахте. И стал называться РТ-2ПМ2 «Тополь-М», или SS-27 по западной классификации.

Накануне с полигона в Плесецке Архангельской области в сторону ракетного полигона Кура на Камчатке в ходе заводских испытаний была запущена первая такая ракета, что стало сюрпризом для всего мира. В том числе и для США, хотя их о таком пуске, как и положено по Договору СНВ-1, предупредили заранее. Но обещать — не значит жениться, помнили в Вашингтоне знаменитую русскую поговорку. И кто мог тогда поверить в Белом доме и в Пентагоне, что в стране, находившейся в глубочайшем экономическом кризисе, с разоренной оборонкой, потерявшей все деловые связи со своими партнерами в республиках бывшего СССР, все же смогут сделать такую совершенно новую ракету.

Правда, в руководстве страны и в Главкомате РВСН эти слова «новая стратегическая ракета» произносить категорически отказывались. По Договору СНВ-1, ни одна из стран — участниц этого соглашения не имела права создавать новую ракету — только модернизировать старые. Да и то с определенными ограничениями. В частности, забрасываемый вес «модернизированной» ракеты не должен был превышать исходный более чем на 21%.

И для того, чтобы подчеркнуть факт «модернизации» РТ-2ПМ, меня и пригласили в святая святых — главный штаб РВСН, предоставили для материала необходимые сведения, объяснили, что модернизированный «Тополь» должен в перспективе заменить все существующие ныне жидкостные стратегические ядерные ракеты с разделяющимися головными частями индивидуального наведения. В том числе и упоминавшуюся «Воеводу» («Сатану»), РС-22 «Молодец» (SS-24 Scalpel, она твердотопливная), РС-16 (SS-17 Spanker), РС-18 (SS-19 Stiletto), созданные в семидесятых и восьмидесятых годах прошлого века с использованием комплектующих двухсот предприятий России, Украины, Таджикистана и Прибалтики. Эти ракеты в начальные десятилетия ХХI века, рассказывали мне, полностью выработают свой технический ресурс и вынужденно уступят свое место одной универсальной, как для шахтного, так и мобильного способа базирования, моноблочной твердотопливной ракете, сделанной исключительно на российских предприятиях и в КБ.

А для того, чтобы мой материал получился глубоким и убедительным, мне предоставили все сведения, которые даже тогда, по моему мнению, составляли если не государственную, то военную тайну. Такой поистине сенсационной информации мне, полковнику, никогда не доводилось держать в руках. Надо ли говорить, что через пару дней статья моя была готова, представлена тогдашнему главкому РВСН генералу армии Игорю Сергееву. Она ему очень понравилась. Он подписал её и разрешил опубликовать.

Достаточно сильно сокращенный материал «И все-таки мы делаем ракеты» появился в газете 20 января 1995 года. Тогдашнее ультралиберальное руководство издания считало невозможным пропагандировать, как говорили некоторые мои начальники, «милитаризацию страны». И хотя в заголовке присутствовала определенная ирония, напоминающая известную строку из песни Юрия Визбора «Еще мы делаем ракеты, перекрываем Енисей и даже в области балета мы впереди планеты всей», о «Тополе-М» удалось рассказать главное. То, что он полностью соответствует всем ограничительным параметрам Договоров СНВ-1 и СНВ-2. И то, что собран он на Воткинском машиностроительном заводе, выход продукции из которого круглосуточно контролируется американской инспекцией, но тем не менее появление модернизированной ракеты стало и для нее все же неожиданностью. По ряду параметров, заметили заокеанские специалисты, эта «машина» опережает американское ракетостроение на пять-шесть лет.

Незаметный для ПРО

Эксперты сходятся во мнении, что Надирадзе и другим советским конструкторам удалось значительно улучшить показатели выживаемости мобильного комплекса. Задача была решена за счёт повышения подвижности и проходимости самоходной установки, которая способна передвигаться практически по любой равниной местности.

Из доступных видеозаписей следует, что чаще всего «Тополи» перемещаются по лесному массиву, который, по сути, является для них естественным укрытием. Ходовые возможности комплекса затрудняют отслеживание его местонахождения и, как следствие, — определение точки старта МБР.

Точные координаты пуска ракеты имеют первостепенное значение для эффективного функционирования системы противоракетной обороны. В частности, цель развития глобальной американской ПРО заключается в гарантированном поражении российских МБР именно на старте. Также со времён холодной войны Вашингтон стремится обладать оружием, которое способно уничтожать любые пусковые установки до приведения их в боеготовность.

  • Ракетный комплекс «Тополь»

РТ-2ПМ относится к третьему поколению МБР. Ракета состоит из трёх маршевых двигателей и боевой ступени. Управление полётом «Тополя» осуществляется с помощью поворотных газоструйных и решётчатых аэродинамических рулей.

Высокую точность стрельбы обеспечивает бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ). Согласно российским источникам, круговое вероятное отклонение «Тополя» составляет 400 м. Если верить западным ресурсам, то этот показатель колеблется в диапазоне 150—200 м. Реальные показатели точности, по понятным причинам, не анонсируются.

Ответный удар

Разработка твердотопливной ракеты нового поколения велась в Московском институте теплотехники с 1975 года. Этот НИИ специализировался на твердотопливных ракетах мобильного базирования — именно здесь ранее были созданы комплексы РТ-2С «Темп-2С» и РСД-10 «Пионер» (SS-20). Руководил проектом генеральный конструктор Александр Надирадзе. После его смерти в 1987 году работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина.

Официальное постановление ЦК КПСС и Совета Министров о разработке «Тополя» вышло 19 июля 1977 года. Новая ракета получила название РТ-2ПМ и обозначение по договору СНВ — РС-12М. Однако она была не модифицированной версией шахтной ракеты РТ-2П (РС-12), находившейся на вооружении с 1972-го, а оригинальной разработкой.

Советские военные рассчитывали, что подвижный ракетный комплекс будет сложно обнаружить, что существенно уменьшит его уязвимость по сравнению с ракетами шахтного базирования. США, и их союзники по НАТО не имели мобильных межконтинентальных ракет, ограничившись созданием комплексов средней дальности MGM-31C Pershing II.

РС-12М «Тополь»

Как рассказал ТАСС доктор технических наук, профессор, генерал-майор Владимир Дворкин, «Тополь» стал первым развернутым в массовом порядке мобильным комплексом в Советском Союзе в ответ на постоянно повышающуюся точность попадания американских ракет (до этого был создан мобильный комплекс «Темп-2С» в ограниченном количестве только на полигоне в Плесецке).

Эксперт отмечает, что еще были морские ракетоносцы ВМФ, они также выполняли функции сдерживания, то есть часть ядерного потенциала для ответных действий. «Но флот был слабее, чем наземная составляющая. Только небольшая часть лодок могла находиться на морских маршрутах патрулирования. Таким образом, «Тополь» — первый мобильный ракетный комплекс, который обеспечивал значительный потенциал ядерного сдерживания в тех условиях», — говорит Дворкин.

Дворкин отмечает, что мобильный «Тополь» находился на такой площади, что «поражать его, тем более с моноблочной головной частью, не могло быть приоритетом для американцев, у них не хватало для этого ракет».

Поэтому «Тополь», полагает военный эксперт, сыграл свою важную роль по мере повышения точности попадания американских ракет и девальвации нашего ответного удара, который находился на стационарных пусковых установках.

С мнением Дворкина согласен и экс-начальник Главного штаба РВСН, генерал-полковник Виктор Есин. «Шахтные координаты комплексов всем известны — мы даже обмениваемся с американцами этими координатами. С большой вероятностью, если ракета не успеет оттуда уйти, то если она не уничтожена, может быть засыпана крышка шахты, не готова к пуску, то мобильный комплекс — местоположение его очень трудно определить и точно по нему нанести удар. Это средство гарантированного нанесения ответного удара вместе с морской составляющей», — говорит он.

Конструкция и возможности «Тополя»

РТ-2ПМ — трехступенчатая твердотопливная МБР с последовательным расположением ступеней. Использует твердое смесевое топливо. Каждая из трех ступеней — с твердотопливным двигателем с одним неподвижным соплом. На первой ступени размещены поворотные газоструйные и аэродинамические рули. Также оснащена отдельной ступенью выведения боевого блока.

Старт «Тополя» — из транспортно-пускового контейнера, «минометный», с использованием порохового аккумулятора давления: ракета «выстреливается» из контейнера, после чего запускается двигатель первой ступени. Операции предстартовой подготовки и пуска полностью автоматизированы. Система управления — автономная инерциальная.

Комплекс патрулирует на площади по дорогам различной категории. «Для него должна быть густая сеть дорог. Если дорог будет мало, то живучесть его снизится. Поэтому необходимо, чтоб была плотность этих дорог по площади», — подчеркивает Дворкин.

На время эксплуатации ракета размещается в герметичном транспортно-пусковом контейнере длиной 22,3 м и диаметром 2 м, в котором поддерживаются постоянная температура и влажность. Пусковая установка размещена на автомобильном шасси МАЗ-7912/7917.

В состав ракетного комплекса также входит подвижной командный пункт боевого управления

Комплекс способен преодолевать реки вброд высотой 1,1 м. Пусковая установка может перевозиться на понтонах. «Да, определенная местность должна выдерживать определенную нагрузку на грунт. Я хочу сказать, что удельная нагрузка комплекса, там делается специальное приспособление, когда шины подспускаются. Он идет по не очень твердой местности. Удельная нагрузка — это как человек весом 100 кг давит на грунт», — рассказывает генерал-полковник Есин.

Согласно данным из открытых источников, РТ-2ПМ имеет следующие характеристики:

  • дальность полета — около 10 тыс. км;
  • стартовый вес — 45,1 т;
  • забрасываемый груз — до 1 т;
  • боевое оснащение — один термоядерный заряд мощностью 550 кт;
  • точность (круговое вероятностное отклонение) — 150–900 м;
  • габариты: диаметр — 1,8 м, высота — 21,5 м.

У РС-12М две модификации: «Тополь-М» — твердотопливная ракета универсального (шахтного и мобильного) базирования с новой системой управления, повышенной точностью, большей полезной нагрузкой и новым комплексом преодоления ПРО; «Тополь-Э» — экспериментальная ракета для проведения испытаний новых типов боевого оснащения МБР.

Кстати, на многих фото комплекс «Тополь» часто показывают только с одного бока. Дворкин объясняет это обычной традицией, «потому что на другом боку находится устройство, которое помогает обеспечивать ему прицеливание». Эта система связана с определением местоположения пусковой установки после того как она начинает развертываться. «Она определяет местоположения точки, хотя он считывает, когда идет, — у него тоже курсовая система считывается. А здесь — чтоб окончательно определить свое точное местоположение и точно азимут пуска», — говорит о предназначении этой системы Есин.

Автоматический гирокомпас пусковой установки «Тополь»

О названии комплекса часто высказывалось много домыслов и предположений, почему вдруг «Тополь». Генерал Есин так прокомментировал: «Все опытно-конструкторские работы (ОКР), которые проводятся оборонно-промышленным комплексом, сведены в единый свод, и каждый раз машина случайным образом выбирает название, и оно потом утверждается. «Тополь», «Ярс» — некоторые пытаются к чему-то привязать, а на самом деле это название ОКР, шифр который задается, чтоб не секретно можно было вести переписку по той или иной ОКР, не раскрывая ее смысл, задается такое название». При этом заводское название уже совсем другое.

К-7 / К-75

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)Ракета К-7Ракета К-75
  Опытная ракета «воздух-воздух». Разработка ракеты задана Постановлением Совмина СССР от 30 декабря 1954 г. и велась КБ завода №134 (ОКБ-134, ныне — МКБ «Вымпел»), главный конструктор — И.И.Торопов. Изначально ракета проектировалась для вооружения перехватчика Т-3 ОКБ П.О.Сухого. Первой ракетой, разработанной по проекту была К-7Л с наведением по лучу РЛС и более мощной, чем у К-5 боевой частью, для минимизации недостатков точности наведения. В связи с выбором уже распространенной системы наведения по лучу РЛС разработка К-7Л продвигалась существенно быстрее других вариантов ракеты.В 1956 г. переоборудован и прошел заводские испытания самолет-носитель Як-25 (серийный №01-09). Самолет был оснащен макетом РЛС «Алмаз». В 1956 г. с самолета проведены пуски управляемых по лучу ракет К-7Л, а в 1957 г. испытания были продолжены. Всего за два года выполнено 99 полетов, проведено 38 пусков ракет К-7Л.Уменьшенный вариант ракеты К-7Л для отработки системы наведения и оборудования — К-75 — на испытания вышел раньше полноразмерного аналога. Ракета наводилась на цель РЛС «Изумруд-2» — аналогично ракете К-5. Пуски ракет К-75 начаты в 1956 г. с переоборудованных самолетов-носителей Як-25К (серийные №№16-08 и 18-08). С 5 марта по 10 июня на Як-25К (сер.№16-08) с модернизированной РЛС «Изумруд» выполнили 23 полета и провели три пуска ракет на высотах 5 и 12 км. Ракета К-75 не имела ощутимого превосходства над технологически более предпочтительной К-5М — модернизированной К-5. В ноябре 1957 г. Як-25К (сер.№16-08) возвратили в ЛИИ ВВС и переоснастили для проведения испытаний неуправляемых авиационных ракет ТРС-85.До конца сентября 1958 г. с самолетов МиГ-19 / СМ-6 (зав.№№2100101 и 2100102 — те же, что использовались при испытаниях ракеты К-6) проведено 25 пусков ракет К-7. Подтверждена правильность заложенных в ракету основных технических решений. Результаты испытаний также подтверждали возможность применения ракет с носителей типа Т-3 и Як-25. Неготовность основного носителя — Т-3 — не позволяла приступить к совместным испытаниям, так же уже в 1957 г. разработчики Т-3 стали склоняться к переходу на более перспективную самонаводящуюся ракету К-8, отрабатывавшуюся в ОКБ-4 М.Р.Бисновата.Кроме ракет с наведением по лучу РЛС велись работы и над вариантами К-7 с полуактивным радиолокационным наведением К-7С-3 и с ИК ГСН К-7СТ. Эскизный проект и рабочая конструкторская докуентация на ракету К-7С-3 выпущены в 1957 г., а в 1958 г. начаты её испытания. Кроме прототипа Т-3 в испытаниях был задействован носитель Як-25 (серийный №02-21). В итоге из 38 намеченных пусков с Т-3 и Як-25 был произведен только 1 пуск с Як-25.  Так же в 1958 г. произведено 3 испытательных пуска ракет К-7СТ с тепловыми ГСН разработки ОКБ-393 и НИИ-10. Так же по Постановлению Совмина СССР от 7 марта 1957 г. для вооружения перехватчика Е-150 (по 2 ракеты) с РЛС «Ураган-56» начата разработка еще одного варианта ракеты К-7 — ракеты К-70 с ГСН разработки ОКБ-287.В 1958 г. в связи с успешными испытаниями более универсальной самонаводящейся ракеты К-8, а так же в связи с заданием ОКБ-134 на копирование ракеты «Сайдвиндер» (К-13), разработка ракет семейства К-7 была прекращена.

Опытный перехватчик Т-3 с ракетами К-7Л (Павлов В. Сверхзвуковые трубы «всесоюзного оркестра» ПВО. // Авиация и время. №6 / 1998 г., http://crimso.msk.ru).Ракета К-7Л под крылом Як-25К (Гордон Е. Большое семейство. // Авиация и время. №6 / 1997 г., http://crimso.msk.ru).

Всем Союзом

Советское руководство уделяло огромное внимание созданию мобильных комплексов. Шахтные установки при всех преимуществах не могли обеспечить гарантированный ответный удар

Стратегические силы СССР нуждались в развитии дальней авиации, подводного флота и в появлении наземных мобильных носителей МБР.

Для этого советским учёным требовалось создать ракету, которую можно было транспортировать в заправленном состоянии, поскольку все прежние МБР заправлялись перед пуском. Для этого требовалось использование твёрдого ракетного топлива. В этой сфере Москва отставала от США примерно на десять лет.

Ситуацию удалось переломить в 1965 году, когда Алтайский НИИ химической технологии (НИИ-9) создал твёрдое топливо, которое обеспечивало высокое заполнение баков МБР.

В том же году Московский институт теплотехники (МИТ) под руководством Александра Надирадзе (1914—1987) начал разрабатывать первый мобильный комплекс, получивший название «Темп-2С». Фактически это был новый вид вооружения, и его создание, несомненно, стало чрезвычайно сложной задачей.

  • Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Темп-2С»

30 декабря 1975 года «Темп-2С» был принят на вооружение, а в 1976 году появился мобильный комплекс «Пионер», оснащённый твердотопливной ракетой средней дальности 15Ж45.

Конкуренция с США требовала дальнейшего совершенствования характеристик передвижного комплекса. Дополнительным стимулом к разработке нового комплекса стал принятый в 1979 году Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений ОСВ-2, который обязал Москву не производить и не развёртывать «Темп-2С». Проект по созданию РТ-2ПМ «Тополь» с использованием твёрдого топлива также возглавил директор МИТ Александр Надирадзе.

Разработка ракетного комплекса проходила в кооперации с другими предприятиями и институтами СССР. Пусковую установку и машину обеспечения создал волгоградский ЦКБ «Титан», базовые несущие конструкции для ракет — подмосковное НПО «Союз», систему прицеливания — киевский ЦКБ «Арсенал», систему управления — Ленинградское оптико-механическое объединение, приводы — ковровский ВНИИ «Сигнал».

Подробная информация о проектировании и ходе опытно-конструкторских работ по созданию «Тополя» до сих пор засекречена, а все известные тактико-технические характеристики (ТТХ) советского комплекса носят предположительный характер.

  • Учебно-боевой пуск ракеты «Тополь» с космодрома Плесецк

Первые три лётных испытания прототипа ракеты «Тополь» прошли из шахтных пусковых установок. Считается, что МБР была впервые запущена 27 октября 1982 года (по другой версии — 8 февраля 1983 года) на полигоне Капустин Яр. Первое испытание закончилось неудачей, но второй и третий пуски прошли успешно. Немного позже у «Тополя» появилось шасси, и 10 августа 1983 года ракета была испытана на самоходной установке.

Испытания мобильного комплекса проходили до 23 декабря 1987 года. Однако за три года до окончания тестов, 23 июля (по другим данным — 20 июля) 1985 года, «Тополь» уже встал на боевое дежурство. При этом на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) комплекс был принят 1 декабря 1988 года.

Немного истории. Начало атомной гонки

Американцы атомную бомбу построили раньше всех в мире и не замедлили ее применить сразу же, в августе 1945 года, причем дважды. На тот момент ВВС США обладали не только самым мощным оружием в мире, но и самолетом, способным его нести. Это была летающая «суперкрепость» – стратегический бомбардировщик Б-29, масса боевой нагрузки которого достигала девяти тонн. На недосягаемой для средств ПВО любой страны высоте в 12 тысяч метров со скоростью 600 км/ч этот воздушный гигант мог донести свой страшный груз до цели, отдаленной почти на три с половиной тысячи километров. В пути экипажу Б-29 можно было не беспокоиться о своей безопасности. Самолет был прекрасно защищен и оборудован всем последними достижениями науки и техники: радаром, мощными скорострельными пушками заградительного огня с телеметрическим управлением (на случай, если кто-то все же приблизится) и даже неким аналогом бортового компьютера, производящего необходимые вычисления. Вот так, в спокойствии и комфорте, можно было карать любую непокорную страну. Но это быстро закончилось.

Описание ракетного комплекса

Основой мобильного и стационарного ракетного комплекса «Тополь-М» является МБР 15Ж65.

Ракета 15Ж65 насчитывает три маршевых ступени и оснащена твердотопливными двигателями. Каждая маршевая ступень выполнена из высокопрочного композитного материала. Их корпус произведен по принципу «Кокон», то есть, является цельномотанным. Внешне ракета 15Ж65 отличается от ракет установок «Тополь» отсутствием решетчатых стабилизаторов и рулей. В процессе полета управление ракетой осуществляется за счет изменяемого вектора тяги, обеспечивающегося поворотом сопел маршевых двигателей.

Масса ракеты с топливом превышает 47 тонн. Время работы ступеней составляет 60, 64 и 56 секунд соответственно. Три мощных двигателя придают ракете достаточно большое ускорение, что делает ее практически неуязвимой на участке разгона. Маневры во время полета исполняются при помощи десятков вспомогательных двигателей и планируются современной системой управления. Таким образом, ракета летит к цели по труднопредсказуемой для противника траектории.

Каждый стационарный ракетный комплекс «Тополь-М» состоит из десяти ракет в пусковых установках и одного командного пункта повышенной защищенности. Он расположен в специальной шахте на амортизаторах, что делает его менее уязвимым для ударов противника. Ракета заключена в специальный металлический транспортно-пусковой контейнер.

«Тополь-М» мобильного базирования установлен на шасси МЗКТ-79221 повышенной проходимости с 8 осями. Ракета размещена в высокопрочном транспортно-пусковом контейнере из стекловолокна. Конструкционно ракеты мобильного и шахтного комплексов не имеют различий. Вес одной пусковой установки составляет 120 тонн, а ее длина – 22 метра. Шесть пар колес могут поворачиваться, что обеспечивает мобильному комплексу минимальный радиус поворота.

Удельное давление колес мобильной установки на грунт меньше, чем у обычного грузовика, что обеспечивает ей высокую проходимость. Установка оснащена 12-цилиндровым двигателем мощностью 800 л. с. Она может преодолевать брод глубиной 1,1 метр.

При создании мобильного комплекса учитывался предыдущий опыт создания подобных машин. Высокая проходимость и маневренность значительно повышает живучесть комплекса, позволяет ему в кратчайшие сроки покинуть зону вероятного удара противника.

Разработка

Работы по созданию нового комплекса начались в середине 1980-х годов. Постановление Военно-промышленной комиссии от 9 сентября 1989 года предписывало создать два ракетных комплекса (стационарный и мобильный) и универсальную твердотопливную трёхступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету для них. Эта опытно-конструкторская работа получила название «Универсал», разрабатываемый комплекс — обозначение РТ-2ПМ2. Разработка комплекса велась совместно Московским институтом теплотехники и Днепропетровским КБ «Южное». Ракета должна была быть унифицирована для обоих типов комплексов, но в первоначальном проекте предполагалось различие в системе разведения боевого блока. Боевая ступень для ракеты шахтного базирования должна была оснащаться ЖРД на перспективном монотопливе «Пронит» на основе динитрата пропиленгликоля (англ.)русск.. Для подвижного комплекса МИТ разрабатывал двигательную установку на твёрдом топливе. Существовали и различия в транспортно-пусковом контейнере. Для подвижного комплекса он должен был изготавливаться из стеклопластика. Для стационарного — из металла, с креплением на нём ряда систем наземного оборудования. Поэтому ракета для подвижного комплекса получила индекс 15Ж55, а для стационарного — 15Ж65.

В марте 1992 года было принято решение разработать на базе наработок по программе «Универсал» комплекс «Тополь-М» (в апреле «Южное» прекратило своё участие в работах по комплексу). Указом Бориса Ельцина от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения — с двигательной установкой боевой ступени на твёрдом топливе.

Испытания ракеты начались в 1994 году. Первый пуск был проведён из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк 20 декабря 1994 года. В 1997 году, после четырёх успешных пусков начато серийное производство этих ракет. Акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» был утверждён Госкомиссией 28 апреля 2000 года, а Указ Президента РФ о принятии БРК на вооружение был подписан Владимиром Путиным летом 2000 года, после чего на лётные испытания вышел подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) на базе восьмиосного шасси МЗКТ-79221. Первый пуск с мобильной ПУ был осуществлён 27 сентября 2000 года.

Задействованные структуры

В разработке и производстве боевых и учебных средств комплексов «Тополь-М» были задействованы следующие структуры:

  • Ракета — ЗАО «НТЦ «Комплекс-МИТ», Москва (разработка);ОАО «Воткинский завод», Воткинск, Удмуртская Республика (производство);
  • Система управления — ФГУП «НПЦ автоматики и приборостроения им. академика Н. А. Пилюгина», Зюзино, Москва (разработка); ОАО «ЛОМО», Санкт-Петербург (разработка/производство);
  • Головная часть и боевые блоки — РФЯЦ «ВНИИЭФ», Саров, Нижегородская обл. (разработка/производство);
  • Приводы — ГУП «ВНИИ «Сигнал», Ковров, Владимирская обл. (разработка); ОАО «ПО «Завод им. А.В. Ухтомского», Люберцы, Московская обл. (производство);
  • Пусковая установка и машина обеспечения — ФГУП «ЦКБ «Титан» (разработка) и ГП «ПО «Баррикады», Волгоград, Волгоградская обл. (производство);
  • Стартовый ракетный двигатель, базовые несущие конструкции (БНК) для ракет — ФЦДТ «Союз», Дзержинский, Московская обл. (разработка);
  • Шахтные пусковые установки — ФГУП «ОКБ «Вымпел», Москва (разработка, создание и переоборудование имеющихся под новые ракеты);ОАО «ГОЗ», Санкт-Петербург (производство конструкций);
  • Контейнер из композитных материалов — ОАО «ЦНИИ Спецмашиностроения», Хотьково, Московская обл.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector