2

Модули

Увеличение дальности стрельбы(%) Максимальная дальность стрельбы(км) (опыт) ()
СУО V мод. 1 14,6 64 000
СУО V мод. 2 10 16 3600 340 000
Боеспособность(HP) Башни главного калибра(шт.) Башни вспомогательного калибра(шт.) Точки ПВО(шт.) Торпедные аппараты(шт.) Вместимость ангара(шт.) (опыт) ()
Пётр Великий (А) 47 200 4 16 16 190 000
Пётр Великий (В) 51 100 4 4 18/4/14 5000 550 000
Максимальная скорость хода(уз) (опыт) ()
ЭУ 60 000 л.с. 26,5 84 000
Скорострельность(выст./мин) Время поворота на 180°(с) Максимальное рассеивание(м) Максимальный урон ОФ снарядом(HP) Вероятность поджога при попадании в цель ОФ снарядом(%) Максимальный урон ББ снарядом(HP) (опыт) ()
356-мм/52 обр. 1913 г. в башенной установке 1,8 45 223 5200 38 10 500 178 000

Основное вооружение крейсера

20 сверхзвуковых противокорабельных ракет П-700 «Гранит»

Высокоточные противокорабельные крылатые ракеты «Гранит» на «Петре Великом» размещены в 20 пусковых установках СМ-233 под верхней палубой. Длина ракеты — 10 м, калибр — 0,85 м, стартовая масса — 7 тонн. Боеголовка представляет собой моноблок в ядерном (500 килотонн) или обычном (750 кг взрывчатого вещества) снаряжении, а также может нести топливно-воздушный боезаряд объёмного взрыва. Дальность стрельбы — до 625 км, скорость полёта — до 2,5 М (на высоте) и до 1,5 М у поверхности воды.

Эти ракеты имеют интегрированно-автономную систему управления: их полёт координируется «вожаком», в случае поражения которого средствами ПРО происходит автоматическая передача его функций новому лидеру. В сочетании с радиопомехами и ложными объектами полномасштабный залп «Гранитов» с «Петра Великого» становится почти неотразимым с как минимум серьёзными поражениями главной цели.

Противовоздушные системы

Характеристики С-300 «Форт» С-300 «Форт-М» ЗРК «Кинжал» ЗРАК «Кортик»
Число ПУ 6 6 16 6х8
Запас ракет 48 48 128 144
Дальность действия, км До 150 До 200 1,5-12 1,5-8
Высота поражения цели, км 0,025-25 0,01-25 0,01-6 0,005-3,5
Масса БЧ, кг 145 180 15 9

Зенитное вооружение

Артиллерийская составляющая зенитного вооружения включает в себя 30-миллиметровые автоматические шестиствольные установки АК-630 в составе ЗРАК «Кортик» (по две в каждой ПУ) с общим боезапасом на 48 тысяч снарядов. Суммарный темп стрельбы этих установок составляет около 10 тысяч выстрелов в минуту, параметры эффективной стрельбы по воздушным целям — 500-4000 м по дальности и 5-3000 м по высоте. На блоки стволов надеты надульники для защиты установки и контейнеров с ракетами от пороховых газов. Боекомплект первой очереди размещается в двух барабанах по 500 патронов рядом с блоками стволов, питание автоматов при этом не ленточное, а шнековое (беззвеньевое).

Артиллерийская часть вооружения

Основу артиллерийского вооружения «Петра Великого» составляет спаренная 130-миллиметровая многоцелевая артустановка АК-130, способная поражать береговые, морские и воздушные цели. Стволы имеют длину 70 калибров и максимальный угол подъёма в 85 градусов, что обеспечивает дальнобойность орудий до 25 км. Скорострельность — от 20 до 90 выстрелов в минуту. Масса взрывчатого вещества в составе осколочно-фугасных снарядов с различными типами взрывателей — 3.56 кг. Подготовленный к стрельбе боекомплект насчитывает 180 снарядов, а их общий боезапас на корабле составляет 840 снарядов.

Орудия могут действовать в полностью автоматическом режиме управления и прицеливания, а также в ручном режиме. Система управления стрельбой МР-184 позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.

«Пётр Великий» обладает надёжной защитой от внезапного нападения с воздуха и из-под воды

Противолодочное вооружение

Противолодочное вооружение крейсера укомплектовано ракетными противолодочной системой «Водопад-НК», противоторпедным комплексом «Удав-1», ракетно-бомбовыми установками РБУ-1000 и вертолетами Ка-27ПЛ.

Противолодочный ракетный комплекс (ПЛРК) «Водопад-НК» имеет 20 противолодочных ракет, способных действовать на дальности до 50 км и нести либо ядерный заряд, либо малогабаритную самонаводящуюся торпеду УГМТ-1, обладающую скоростью до 41 узла. Стрельба ведётся с 10 пусковых установок (ПУ) — ракетно-торпедных аппаратов калибра 533 мм. После этого ракета с водной поверхности стартует в воздух и доставляет свою боевую часть к району цели.

Противоторпедный комплекс «Удав-1» оснащён 40 ракетами для стрельбы из 10 ПУ РБУ (реактивно-бомбомётных установок) калибром 300 мм, способными поражать торпеды и подводные лодки противника на дистанции до 3 км. Аналогичную систему имеет крейсер «Адмирал Кузнецов».

В систему противоторпедной защиты «Смерч-3», в состав которой входит:

  • две шеститрубных дистанционно наводящихся противолодочных ракетных ПУ РБУ-1000 (боекомплект 102 ракеты с дальность действия до 1 км и массой заряда в 55 кг);
  • заряжающее устройство;
  • глубинные бомбы РГБ-10;
  • система «Буря», управляющая огнём до четырёх РБУ.

Для противолодочной защиты также предназначены два вертолёта Ка-27ПЛ, оснащённых противолодочными средствами: поисковой РЛС, гидроакустическими буями, акустической системой и детекторами магнитных аномалий. Третий из имеющихся на крейсере Ка-27 оснащён как поисково-спасательный вертолёт. Но все три летательных аппарата могут быть вооружены противолодочными торпедами, бомбами, минами, а также противокорабельными ракетами.

Крейсер «Пётр Великий»

Примечания

  1. (1 августа 2013). Дата обращения: 14 января 2014.
  2. . Интерфакс (4 июля 2010). Дата обращения: 24 февраля 2013.
  3. . ТАСС. Дата обращения: 27 сентября 2017.
  4. . militaryrussia.ru. Дата обращения: 27 сентября 2017.
  5. Mark Episkopos.  (англ.) (недоступная ссылка). The National Interest (29 November 2018). Дата обращения: 29 ноября 2018.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 декабря 2007.
  7. . argumenti.ru. Дата обращения: 14 января 2019.
  8. . www.baltinfo.ru. Дата обращения: 14 января 2019.
  9. . Байкал24. Дата обращения: 14 января 2019.
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 апреля 2010.
  11. . РИА Новости (20100422T1530+0400Z). Дата обращения: 14 января 2019.
  12. Комсомольская правда | Сайт «Комсомольской правды». . KP.RU — сайт «Комсомольской правды» (30 апреля 2010). Дата обращения: 14 января 2019.
  13.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 июля 2012.
  14. . Kremlin.ru (10 января 2013). Дата обращения: 12 января 2013.
  15.  (недоступная ссылка). Информационное агентство «Оружие России» (18 апреля 2014). Дата обращения: 18 апреля 2014.
  16. . РИА Новости (20170209T0044+0300Z). Дата обращения: 14 января 2019.

Боевая эффективность

Схема бронирования:

700px
bottom

Толщина брони, мм:

1

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Носовая Обшивка 19
Палуба 19
Бронепояс 75…180
Кормовая Обшивка 19
Палуба 19
Бронепояс 75…180

2

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Бортовая обшивка 25

3

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Обшивка 13
Палуба 13
Боевая рубка 125

4

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Борт 25
Палуба 19

5

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Носовой траверс 100…250
Кормовой траверс 25…250
Борт 125…250
Палуба 25…38

6

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Носовой траверс 25…250
Кормовой траверс 25…250
Борт 25…50
Палуба 25…38

7

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Башни ГК Лоб 275
Бок 203
Тыл 305
Крыша 125
Барбеты 75…275

Общая

1
Оконечности

2
Противоторпедная защита

3
Надстройки

4
Служебные помещения

5
Каземат

6
Жизненно важные части корабля

7
Установки ГК

Достоинства и недостатки:

Достоинства:

  • хороший запас очков боеспособности;
  • хорошее бронепробитие и урон ББ снарядов;
  • хорошая точность стрельбы;
  • время перезарядки снаряжения 40 секунд (вместо 80 секунд у других).

Недостатки:

  • большой радиус циркуляции;
  • долгое время перезарядки орудий ГК;
  • небольшое количество орудий ГК;
  • уязвимое место между двух кормовых башен ГК (открытая палуба цитадели 38 мм);
  • посредственное вооружение ПВО;
  • количество снаряжения «Аварийная команда» ограничено;
  • количество снаряжения на 1 шт. меньше (по сравнению с другими линкорами V уровня);
  • посредственная (13%).

Достоинства и недостатки

Тяжёлые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан» не имели и не имеют прямых аналогов за рубежом

Разнообразие вооружения ТАРКР «Пётр Великий» сделало этот корабль многоцелевым, хотя оборотной стороной такого положения стало его повышенная сложность в обслуживании и, что тоже немаловажно, высокая стоимость обеспечения боевого выхода в море. Важным плюсом считается высокая степень защищённости корабля от ракетных и торпедных атак

Но в то же время специалисты отмечают, что в одиночку даже такой мощный корабль полноценно воевать не сможет, все его достоинства могут в наибольшей степени проявиться только в составе ударного соединения. В советское время ТАРКР планировались в качестве основы корабельной ударной группировки (КУГ), которой было вполне по силам расправиться даже с самой мощной авианосной ударной группой противника. К настоящему времени для «Петра Великого» это возможно только после замены основных систем вооружения, разработанных ещё в СССР, на более новые. Поскольку обязательно следует учитывать, что обеспечить скрытность появления в каком-либо районе мирового океана столь мощного корабля практически невозможно.

Командиры крейсера


Посещение американской делегацией корабля «Пётр Великий» во время визита начальника штаба ВМС США Гари Рафхеда (первый ряд, крайний слева) в Североморск, апрель 2011. В первом ряду выполняют воинское приветствие адмирал Рафхед и врио командующего КСФ контр-адмирал Воложинский. На заднем плане БПК «Адмирал Левченко»

  • Добрышев Евгений Николаевич — капитан 1 ранга (первый командир крейсера согласно Историческому журналу, под его руководством прошло формирование экипажа во Владивостоке, достройка корабля в Санкт-Петербурге и переход на Северный флот).
  • Васильев Сергей Игоревич — капитан 1 ранга (под его руководством были пройдены государственные испытания и поднят флаг).
  • Касатонов Владимир Львович — контр-адмирал (март 2000 — июль 2005), ныне вице-адмирал, заместитель Главнокомандующего Военно-морским флотом.
  • Якушев Владимир Анатольевич (2005—2008) — капитан 1 ранга, ныне контр-адмирал, командующий Приморской флотилией разнородных сил Тихоокеанского флота.
  • Меньков Феликс Владимирович — капитан 1 ранга, ныне контр-адмирал, командир Крымской военно-морской базы Черноморского флота.
  • Малаховский Владислав Владимирович — капитан 1 ранга.
  • Кузьмин Владимир Вячеславович, капитан 1 ранга

Наука и образование

Плавания Первой Камчатской экспедиции

Первая Камчатская экспедиция

Первая крупная российская морская научная экспедиция должна была подтвердить наличие открытого ранее Семёном Дежневым пролива между Азией и Америкой, а также исследовать северо-восточное побережье страны. Подготовка экспедиции под руководством Витуса Беринга и его заместителя Алексея Чирикова началась в декабре 1724 г. по указу Петра I. В ходе экспедиции учёные на лошадях, лодках и собачьих упряжках добрались от Санкт-Петербурга до Тихого океана, где построили бот «Святой Гавриил», на котором прошли по морю в Чукотское море. Экспедиция была успешно завершена в 1729 г., в результате было подтверждено наличие Берингова пролива и нанесено на карту 3500 км морского побережья.

Позднее, в 1732 г., было принято решение о проведении , которая окончательно нанесла на карту всё побережье северо-восточной Азии. Но ещё прежде чем эта новая масштабная экспедиция началась, построенный Берингом для Первой Камчатской экспедиции бот «Святой Гавриил» под командованием геодезиста М. С. Гвоздева и подштурмана И. Фёдорова стал первым русским судном, подошедшим к берегу Северной Америки, и первым европейским судном, достигшим Аляски (21 августа 1732 года).

Вооружение

Можно лишь представить последствия залпа 20 крылатых ракет «Гранит» массой по 7 тонн каждая, способных доставить по назначению со скоростью 2,5 мах за 600 км (в зависимости от характера цели) три типа боеголовок — обычных, ядерных и объёмного действия.

Причём это не какое-то скопище летящих многотонных болванок, а «продуманная» маневрирующая, летящая над самой кромкой воды смертоносная стая во главе с «вожаком». В процессе полёта «Граниты» постоянно обмениваются информацией, маневрируют, что делает их практически неуязвимыми для корабельных средств ПВО противника.

Обрушивая на голову врага смертоносные «Граниты», «Пётр Первый» остаётся при этом одним из самых защищённых боевых кораблей. На дальних подступах до 12 воздушных целей уничтожаются ракетами корабельного комплекса «Риф» С-300Ф и уже на подлёте в бой вступают системы «Клинок» и «Кортик». Сочетание ракет и скорострельных артиллерийских установок создают труднопреодолимый «частокол» практически для всего, что может летать.

Ракетно-артиллерийский комплекс Кортик

Корабельная артиллерия представлена АК-130 – сдвоенными артиллерийскими установками (кал. 130 мм), «достающими» цели, находящимися на удалении 25 км.

Вертолёты Ка-27

Корабль надёжно защищён и «снизу». От нежелательных встреч с субмаринами его охраняют вертолёты Ка-27, ракетно-торпедные комплексы «Водопад», бомбовые установки РБУ-12000 и РБУ-1000. Обязательно стоит упомянуть эффективную противоторпедную систему «Удав-1М». Всё это функционирует в сочетании с мощной гидроакустической системой, фиксирующей подводные цели на средних и низких частотах.

История службы

Учения на крейсере во время похода 2010 года

На крейсере поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.Североморск, 10 января 2013 года.

27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. 9 апреля 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».

Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПКР «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».

Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).

В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».

По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики отмечают, что ловить маломерные суда пиратов — это не та задача, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.

30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1 ранга С. Ю. Жуга), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.

За 16 лет прошёл 140 000 миль.

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года Президент РФ В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.

С 3 сентября 2013 по 1 октября того же года совершил арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль.

15 октября 2016 года, в составе корабельной авианосной группы (возглавляемой ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и включающей также большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» с судами обеспечения) вышел в поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход крейсер прошёл 18 тысяч морских миль.

По результатам 2016 года экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера стал лучшим среди ракетных крейсеров ВМФ РФ в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России.

Летом 2017 года «Петр Великий» совместно с атомной подводной лодкой проекта 941 типа «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» совершил переход на Балтийское море для участия в праздновании Дня Военно-морского флота РФ.

По планам Министерства обороны крейсер должен пройти ремонт и глубокую модернизацию в 2019—2022 годах, после завершения работ над однотипным кораблем «Адмирал Нахимов».

Ссылки

 Корабли СССР

Эсминцы  II Сторожевой • III Дерзкий • IV Изяслав • V Гремящий • V Подвойский • V Охотник • VI Гневный • VII Минск • VII Ленинград • VIII Огневой • VIII Киев • IX Удалой • IX Ташкент • IX Неустрашимый • X Хабаровск • X Грозовой • X DD R-10 
Крейсеры  I Орлан • II Диана • II Диана Lima • II Новик • III Аврора • III Богатырь • III Олег • III Варяг • IV Светлана • V Мурманск • V Котовский • V Красный Крым • V Микоян • V Киров • VI Будённый • VI Молотов • VI Адмирал Макаров • VII Щорс • VII Лазо • VIII Чапаев • VIII Таллин • VIII Михаил Кутузов • VIII Очаков • VIII Пётр Багратион • VIII Багратион • IX Дмитрий Донской • IX Рига • IX Кронштадт • X Москва • X Александр Невский • X Петропавловск • X Сталинград • X Смоленск 
Линкоры  III Князь Суворов • IV Император Николай I • IV Гангут • V Пётр Великий • V Октябрьская революция • VI Измаил • VII Синоп • VII Полтава • VIII Владивосток • VIII Ленин • VIII Бородино • VIII В. И. Ленин • IX Советский Союз • IX AL Сов. Россия • X Кремль • X Слава 
Авианосцы  IV Комсомолец • VI Серов • VIII Победа • VIII Чкалов • X Адмирал Нахимов

Линкоры

Япония  II Mikasa • III Kawachi • IV Myōgi • IV Ishizuchi • V Kongō • V ARP Kongō • V ARP Kirishima • V ARP Haruna • V ARP Hiei • V HSF Hiei • VI Fusō • VI Mutsu • VI Ise •  ] •  ] • VII Nagato • VII Ashitaka • VII Hyūga • VIII Amagi • VIII Kii • VIII Ignis Purgatio • VIII Ragnarok • IX Izumo • IX Musashi • IX Hizen • X Yamato • X Shikishima • X ARP Yamato •  ] 
США  III South Carolina • IV Wyoming • IV Arkansas Beta • V New York • V Oklahoma • V Texas • VI New Mexico • VI Arizona • VI W. Virginia 1941 • VII Colorado • VII Florida • VII California • VIII North Carolina • VIII Kansas • VIII Alabama • VIII Massachusetts • VIII Alabama VL • VIII Constellation • VIII Massachusetts B • VIII Alabama ST • IX Iowa • IX Minnesota • IX Missouri • IX Kearsarge • IX Georgia • X Montana • X Vermont • X Ohio •  ] •  ] 
Европа  V Viribus Unitis 
СССР  III Князь Суворов • IV Император Николай I • IV Гангут • V Пётр Великий • V Октябрьская революция • VI Измаил • VII Синоп • VII Полтава • VIII Владивосток • VIII Ленин • VIII Бородино • VIII В. И. Ленин • IX Советский Союз • IX AL Сов. Россия • X Кремль • X Слава 
Германия  III Nassau • III Von der Tann • III König Albert • IV Kaiser • IV Moltke • V König • V Derfflinger • VI Bayern • VI Mackensen • VI Prinz Eitel Friedrich • VII Gneisenau • VII Prinz Heinrich • VII Scharnhorst • VII Scharnhorst B • VIII Tirpitz • VIII Bismarck • VIII Zieten • VIII Odin • VIII Brandenburg • VIII Tirpitz B • IX Friedrich der Grosse • IX Prinz Rupprecht • IX Pommern • X Grosser Kurfürst • X Schlieffen •  ] 
Великобритания  III Bellerophon • III Dreadnought • IV Orion • V Iron Duke • V Agincourt • VI Warspite • VI Queen Elizabeth • VI Repulse • VII King George V • VII Hood • VII Nelson • VII Duke of York • VIII Monarch • VIII Vanguard • IX Lion • X Conqueror • X Thunderer • X Incomparable •  ] 
Италия  IV Dante Alighieri • V Conte di Cavour • V Giulio Cesare • VI Andrea Doria • VII Francesco Caracciolo • VIII Vittorio Veneto • VIII Roma • VIII AL Littorio • IX Lepanto • IX Marco Polo • X Cristoforo Colombo 
Франция  III Turenne • IV Courbet • V Bretagne • VI Normandie • VI Dunkerque • VII Lyon • VII Strasbourg • VIII Richelieu • VIII Gascogne • VIII Champagne • VIII Flandre • IX Alsace • IX Jean Bart • IX Jean Bart B • X République • X Bourgogne 
Пан-Азия  IX Bajie • IX Wujing 
Содружество Наций  VII Yukon 
неизвестное государство   ] •  ]

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

План Троицкой крепости и торговой слободы в Кяхте, 1720-е гг.

Китайские ярмарочные ряды на Нижегородской ярмарке, XIX в.

Кяхтинская торговля с Китаем

Торговля России с Китаем началась после заключения Нерчинского договора в 1689 г. Первоначально торговые операции велись через русские приграничные города Нерчинск и Селенгинск, однако в силу имеющихся инфраструктурных ограничений и несовершенства таможенного законодательства торговля не имела желательного размаха. Первые шаги по улучшению ситуации предпринял ещё Петр I, разрешивший в 1714 г. частную торговлю (ранее действовала государственная монополия).

Решительные действия по организации масштабной русско-китайской торговли были предприняты в царствования Екатерины I и Петра II. В 1727—1728 гг. были заключены Буринский и Кяхтинский договоры об уточнении границ, причём последний договор разрешил беспошлинную торговлю между странами и юридически оформил существование Русской Духовной миссии в Пекине (возникшей там ещё в начале XVIII в., а после заключения договора превратившейся в церковное и политическое представительство России).

На российской стороне границы в 1727 году дипломатом С. Л. Владиславичем-Рагузинским в целях обеспечения торговли и таможни был основан город Троицкосавск, с китайской стороны границы был построен торговый город Маймачен. Рядом с Троицкосавской крепостью была построена торговая слобода Кяхта (оба поселения слились в 1934 г. в город Кяхта). На строительстве крепости и торговой слободы работало до 500 человек, в основном солдат.

В итоге уже через пару лет Кяхта стала центром стремительно растущей в объёмах международной торговли — к середине XVIII века через Кяхту проходило 67 % товарооборота России не только с Китаем, но и с другими азиатскими странами, товары которых шли в Россию через Китай. Росту торгового оборота также способствовало активное строительство , шедшего от Москвы до Иркутска, откуда шло ответвление на Кяхту. Строительство Сибирского тракта было начато в 1733 г. на основе Кяхтинского договора, и в целом дорога была построена к началу 1740-х гг. отчасти на основе существовавших ранее дорог. Сибирский тракт в позднейшей историографии получил название «Великий чайный путь» (по аналогии с Великим шёлковым путём древности).

Из Китая в Россию везли шёлковые и хлопчатобумажные ткани, фарфор, чай, сахар-леденец, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни. Особенно ценились чай и фарфор — как в России, так и в Европе (куда россияне реэкспортировали значительную часть китайских товаров). Впрочем, своё собственное производство фарфора в России заработало уже в 1744 г. (Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге), а вот единственным источником чая ещё долгое время оставался Китай (производство чая в Российской Империи было организовано на Кавказе во второй половине XIX в.). Россия поставляла в Китай скот, шкуры и выделанную кожу (т. н. «русская кожа» или юфть), а самым ценным и желаемым в Китае русским товаром была пушнина.

ПВО на борту

Главную опасность для подобного корабля, конечно, несут самолеты. И для борьбы с ними на ракетном крейсере выстроена серьезная, глубоко эшелонированная система противовоздушной обороны, включающая сразу три зенитно-ракетных комплекса.

Первый эшелон: зенитно-ракетный комплекс «Форт-М», корабельная модификация легендарного ЗРК среднего радиуса действия С-300. В отличие от исходной ЗРК, «Форт-М» обладает расширенной дальностью (до 75 км) и сниженной высотой (от 25 м до 25 км) действия. В составе носовой батареи крейсера установлена обновленная версия системы с кодировкой С300-ФМ, использующая новые ракеты 48Н6, способные поражать цели, движущиеся на скорости до 1800 м/с (6,5 тыс. км/ч), и на расстоянии до 90 км. Это позволяет ЗРК быть эффективным средством защиты не только от самолетов, но и от баллистических ракет малого радиуса действия, одновременно каждый комплекс отслеживает до 6 целей. Ими «Петр Великий» может отбиваться довольно долго: на борту имеется 12 пусковых установок по 8 ракет в каждой.

Второй эшелон: корабельный ЗРК ближнего радиуса действия «Клинок», поражающий цели на расстоянии от 1,5 до 12 км. Автоматически перезаряжаясь, каждая такая установка способна выпускать по ракете каждые 3 секунды, причем выстрел производится катапультой, и твердотопливные ракетные двигатели включаются уже в воздухе. Обнаружив цель на расстоянии до 45 км (система способна одновременно работать с 4 независимыми целями), «Клинок» реагирует на ее приближение за считанные секунды, и вскоре ракета устремляется к противнику на скорости почти 3,3 тыс. км/ч. Высота полета цели может быть от 10 м до 6 км, а скорость — до 700 м/с (2,5 тыс. км/ч). Все происходит автоматически, на скорости, на которую люди-операторы были бы неспособны. На борту «Петра Великого» размещается 2 восьмитрубных пусковых установки и 128 ракет.

Тех же счастливчиков (или — несчастных, это еще как посмотреть), кому удастся прорваться за эту линию обороны, ждет «Каштан». Этот зенитный ракетно-артиллерийский комплекс тоже полностью автоматизирован и способен работать самостоятельно начиная от обнаружения цели и до ее уничтожения. Он создан специально для противодействия современному высокоточному оружию — противокорабельным ракетам, управляемым авиабомбам и так далее. Разумеется, и его работа полностью автоматизирована; при необходимости, «Каштан» способен выпустить по цели двухступенчатую твердотопливную ракету (на расстоянии 1,5−8 км), или обстрелять ее из пары шестиствольных 30-мм зенитных автоматов АК-630 (на дистанции 0,5−4 км), буквально осыпающих противника пулями на скорости 10 тыс. выстрелов в минуту. О таких автоматах мы рассказывали в заметке «”Палашом» по «Томагавку»». На «Петре Великом» ЗАРК «Каштан» — целых шесть штук, и у каждой есть и пара автоматов АК-630, и по 2 блока с 4-мя ракетами каждый (а в подбашенном отделении приготовлены еще по 8 штук). Мало не покажется.

Фото крейсера «Петр Великий»

Крейсер «Петр Великий» в Суэцком канале

Похожее

Японский линкор «Ямато» — самый большой в мире

Адмирал Кузнецов — тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5

Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота

Варяг — бронепалубный крейсер Российского Императорского флота

Подводные лодки проекта 941 «Акула» — самые большие в мире

Аскольд — бронепалубный крейсер Российского императорского флота

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Немецкий линкор «Бисмарк» — корабль Второй мировой войны

Фото АПЛ РФ (21 фото)

Французские линкоры типа «Ришелье» Второй мировой войны

Худ — британский линейный крейсер Второй мировой войны

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

Проект 971 «Щука-Б» — атомные подводные лодки

Ляонин (бывший Варяг) — первый авианосец Китая

Джеральд Р. Форд — авианосец США

Корабельная установка АК-630. Дальность стрельбы. Скорострельность

Ракетный крейсер «Москва» (Слава) — флагман Черноморского флота России

Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)

Проект 1143 «Кречет» — тяжелые авианесущие крейсеры

Эскадренный миноносец «Настойчивый» — флагман Балтийского флота

Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») — сторожевые корабли погранвойск

Ракетный крейсер «Варяг» (Червона Украина) — флагман Тихоокеанского флота России

Проект 1234 шифр «Овод» малые ракетные корабли

Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Подводные лодки проекта 677 «Лада»

Громобой — броненосный крейсер российского императорского флота

Затонувшие корабли

ССВ-33 «Урал» — корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»

«Бора» и «Самум» — малые ракетные катера на воздушной подушке

Фото американских авианосцев. Подборка

БДК типа «Иван Рогов» — большой десантный корабль

Акаги — японский авианосец Второй мировой войны

Проект 641Б «Сом» — дизель-электрическая подводная лодка

Гнейзенау — германский линкор тип «Шарнхорст»

Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») — сторожевые корабли

Проект 1135М «Буревестник» (тип «Резвый») — сторожевые корабли

Россия — броненосный крейсер российского императорского флота

«Императрица Мария» — русский линкор Первой мировой войны

Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») — сторожевые корабли (фрегаты)

Мистраль — десантные корабли-вертолетоносцы

«Дельфин» — первая российская подводная лодка

Линкор «Фусо» — линейный корабль ВМС Японии 1915-1944 год

Рональд Рейган — авианосец США

Пересвет — броненосец российского императорского флота

Джордж Буш — авианосец США

«Адмирал граф Шпее» — германский линкор Второй мировой войны

АПКР К-18 «Карелия» — атомный подводный ракетный крейсер

Американские линкоры типа «Айова» Второй мировой войны

«Литторио» — итальянский линкор Второй мировой войны

КИК «Маршал Крылов» — корабль измерительного комплекса проекта 1914.1

Шарль де Голль — авианосец ВМС Франции

Английский линкор «Родни» тип «Нельсон» Второй мировой войны

Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны

«Дюнкерк» — французский линкор Второй мировой войны

Дизель-электрические подлодки проекта 633

Линкор «Ямасиро» — линейный корабль Японии 1917-1944 год

Космонавт Юрий Гагарин — научно-исследовательское судно

АК-726 — корабельная 76-мм артустановка

Подрыв и затопление авианосца списанного в утиль

Подводные лодки типа «Касатка»

«Альбион» — десантно-вертолётный корабль-док ВМС Великобритании

Адмирал Ушаков — русский броненосец

Кета — подводная лодка

Тип «Сом» — подводные лодки 1904 — 1906 годов

Форель — подводная лодка

Подводные лодки тип «Карп»

Тип «Осётр» — подводные лодки

Другой путь

США для того чтобы защищать свои меркантильные интересы, угрожая и провоцируя вооруженные конфликты по всему миру, сделало ставку на создание авианесущих кораблей, способных достаточно автономно курсировать у чужих берегов.

Глядя на эти поползновения, Советский Союз создал тяжелые атомные ракетные крейсеры, имеющие сокращенную военно-морскую аббревиатуру ТАРКР, предназначенные для уничтожения авианосцев с их боевым снаряжением, бесшумных подводных лодок-ракетоносцев, а также для защиты собственных морских соединений, находящихся в длительных походах в удаленных районах морей, океанов, от воздушных и подводных атак противника.

У американских ВМС также были на вооружении атомные крейсеры так называемого второго поколения типов «Калифорния» и «Вирджиния», но все они были списаны на металлолом в конце 90-х годов в связи с проблемами при эксплуатации и в соответствии с преимущественно авианосной доктриной развития флота.

В СССР на Балтийском заводе города Ленинграда заложили 4 ТАРКР проекта 1144 «Орлан». Символично, что такая же хищная птица изображена на государственном гербе США. Это были крейсеры нового третьего поколения:

  • «Киров». Спущен на воду в 1977 году, введен в строй Северного флота – 1980 год. В 1992 году переименован в «Адмирала Ушакова». Первый боевой поход в Средиземное море – 1984 год. Вывод из состава ВМФ – 2002 год. В 2011 году решено полностью модернизировать тяжелый крейсер к 2020 году, но в 2015-м году комиссия пришла к заключению об окончательной его утилизации.
  • «Фрунзе». Вошел в состав Тихоокеанского флота ВМФ СССР в 1984 году. В 1992 году переименован в «Адмирала Лазарева». Долгие годы в связи с недостаточным финансированием находился в законсервированном состоянии – выведен из состава флота. В 2014 году проведен доковый ремонт крейсера. В настоящее время его будущее не определено.
  • «Калинин». Вступил в строй в 1988 году, переименован в «Адмирала Нахимова» в 1992 году. Последний поход совершил в 1997 году, постановка на капитальный ремонт корпуса с последующей модернизацией, заменой ядерных реакторов, всего вооружения, радиоэлектронных систем на предприятие «Севмаш» в Северодвинске – 1999 год. Предполагаемое окончание работ – 2020 год.
  • «Юрий Андропов», ныне «Петр Великий». Построен в 1989 году, ввод в эксплуатацию – 1998 год. Бортовой номер – 099. Флагман Северного флота. Самый крупный в мире ударный корабль, не являющийся авианосцем, для уничтожения которых, в том числе он, и предназначен.

Это не просто корабль, а чрезвычайно сложная как в техническом плане, так и в боевом отношении комплексная система, оснащенная сверхэффективными средствами управления, навигации, разведки, захвата и поражения целей. Военные специалисты небезосновательно считают «Петр Великий» более сложным, чем даже стратегический подводный крейсер с ядерным реактором, вооружением, где также нет ни одного незадействованного квадратного сантиметра:

  • Размеры – 251 х 28, 5 х 59 м с водоизмещением — 26 тыс. т.
  • Осадка – 11 м.
  • Два ядерных реактора мощностью по 300 мВт, что дает неограниченный запас движения в автономном походе.
  • Два угольных котла с турбинами по 70 тыс. л.с.
  • Два гребных вала.
  • Скорость – 32 узла, что соответствует 60 км/ч.
  • Четыре сверхмощных электрогенератора, суммарно вырабатывающих 18 тыс. кВт, а также 4 паровых – 3 тыс. кВт, 4 газовых генератора – 6 тыс. кВт. «Петр Великий» в состоянии обеспечить теплом, светом город с 200 тыс. жителей.
  • На корабле – 6 палуб, 1 600 помещений различного назначения. Длина коридоров и лестниц составляет более 20 км.
  • Экипаж – до 1 100 человек, включая 105 офицеров.

Это только сугубо мирные данные «Петра Великого». А теперь о военно-технических характеристиках, позволяющих в одиночку на равных противостоять ударному ордеру потенциального противника, обычно состоящему из 1 – 2 авианосцев, 6 – 10 кораблей боевого охранения – эсминцев, фрегатов УРО, 1 – 2 атомных субмарин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector