30 километров дороги жизни. как «срочное изобретение» спасало жителей блокадного города

Navigation

  • Начало
  • Форум
  • Карты
  • Путеводители

    • Путь на Воттоваару
    • Вокруг Ладоги

      • Часть 1. Дорога в Карелию.
      • Часть 2. Куркиеки — Лахденпохья
      • Часть 3. Сортавала — Валаам — Рускеала
      • Часть 4. Ляскеля — Харлу
      • Часть 5. Юканкоски — Питкяранта — Колатсельга
      • Часть 6. Салми — Погранкондуши — Свирь
      • Часть 7. Приложения
    • Рейтинг Eeyore
    • Синявинские высоты

      Тур де Синявино № 1

  • Краеведение

    • Архив сайта

      • История Северо-Запада, Карельского Перешейка, Приладожья
      • Советско-Финские отношения, Зимняя война, Война-продолжение
      • Петровские редуты, форт Ино, линия Маннергейма, Карельский укрепрайон
    • Переписная книга 1500
    • Библиотека книг по истории Финляндии
    • Карты Невы и прилегающих территорий в шведских архивах
    • Перечень карт, оригиналы которых можно найти в шведских архивах
    • Нева и Ниеншанц
    • Карты и планы Невы и Ниеншанца
    • Ландскрона — Невское устье — Ниеншанц
    • Столичный город С.-Петербург
    • Поезд на кладбище
    • История строительства железной дороги Петербург — Кексгольм
    • Кронштадский мятеж
    • Экскурсия на Волховстрой
    • Руководство к плаванию в Невской Губе
    • Ленинград. Путеводитель. 1931 год
    • Ленинград. Архитектурно-планировочный обзор
    • Дипломатическая почта. (История Финляндии 1941-45)
    • Малоэтажные дома Ленинграда
    • Ленинградское дело
    • Проект детальной планировки Пороховых
    • Праздничный наряд Ленинграда
    • Каталог станций от Выборга до Новгорода
    • Конференции «СПб и страны Северной Европы»
    • Воспоминания о Коневце
    • Список исторической литературы
  • Военная история

    • Документы Ленинградского, Волховского, Карельского фронтов
    • Документы военного архива Финляндии

      • Журнал боевых действий Главной ставки финской армии
      • A — I
      • J
      • K-O
      • P-Y
      • Русские трофейные документы
    • Карельский и Выборгский укрепрайон

      • КаУР — наш ответ Маннергейму
      • Электрификация Карельского укрепрайона. 1928-1940
      • Передовой рубеж Карельского укрепрайона
      • Сведения о Выборгском укрепрайоне
      • История ДОТа №07 КаУРа
    • Крепости Ингерманландии и Карелии в 1681 году.
    • История военно-морской базы Ханко, материалы музея «Гангутский мемориал»
    • Хроника Видлицкой коммуны
    • Списки награжденных за участие в Советско-Финской войне
    • За чертой милосердия
    • По обе стороны Карельского фронта
    • Балтийцы — Герои Советского Союза
    • История ЛВО
    • Отчет 8-й ПД о боях в Сомме — Порлампи
    • 124-я танковая бригада в боях за Стрельну
    • Оборонительный бой 128-й стрелковой дивизии
    • Бункер адмирала Трибуца
    • Штурм Шлиссельбурга
    • Дневник В.Вишневского 1941-1945
    • Водные препятствия. 1943
    • Воспоминания о блокаде
    • Первичные воинские захоронения 1941-1944.
    • Перезахоронения Всеволожского района
  • Старый сайт

    • Архив: Путеводитель
    • Архив: География
    • Архив: История
    • Архив: Фортификация
    • Архив: СССР-Финляндия
    • Архив: Разное
    • Архив: Форум 2001-2002
    • Архив: Форум 2002-2004
    • 1999 г. — На авто по России
  • РЖД

    • Расписания, путеводители, проекты, описания
    • Документы ГКО
    • Документы ВКП(б)
  • Разное

    • Гостевая книга
    • Примеры шаблонов
    • Старые новости
    • Миттельшнауцеры Дарт и Жак
  • Фотогалерея

Зна­чок «свет­ля­чок»

Фос­фо­рес­ци­ру­ющие знач­ки «свет­ляч­ки» по­мо­га­ли лю­дям пе­ред­ви­гать­ся в пол­ной тем­но­те: воз­можно, они бы­ли пок­ры­ты ра­ди­о­ак­тив­ным «све­то­со­ста­вом по­сто­ян­но­го дей­ствия», СПД, — солью ра­дия в со­че­та­нии с фос­фо­ром.

От­дель­но упо­ми­на­лось, что знач­ки де­ла­лись не из ма­тери­алов, нуж­ных во­ен­ной про­мыш­леннос­ти, а из «от­хо­дов и от­бро­сов» — ис­поль­зо­ван­ных ме­тал­ли­чес­ких ба­нок, ко­ро­бок, лис­тов ржа­вой жес­ти, об­рез­ков цел­лу­ло­ида, лос­ку­тов, ку­соч­ков про­во­ло­ки, ко­жи, кар­то­на, бу­ма­ги и т. д.

НКВД на Дороге жизни: против пробок и преступлений

На ВАД-101 работал сводный отряд ленинградского областного управления милиции. Опергруппы располагались на линии, на стоянках транспорта и на погрузо-разгрузочных базах. В начале работы Дороги жизни на ее отдельных участках возникали пробки — эту проблему удалось решить к 26 декабря.

«Это было неизбежно, потому что никто никогда такую трассу не строил, на ней не работал, тем более что в первые дни работала одна трасса, и по ней шло движение в обе стороны. Водители на ладожскую трассу выезжали, уже проехав почти 300 км по проселку от деревни Заборье в Тихвинском районе, — поясняет Ростислав Любвин. — Когда отбили Тихвин, склады переместились в основном в район Пеллы, путь сократился до 40 км, стало легче, и люди приезжали не такими измотанными».

Сотрудники милиции оказывали водителям техническую помощь. «Мы застали очень многих работников Дороги жизни, — вспоминает Любвин. — Я тогда ещё спросил, что за техническая помощь, и один ветеран мне сказал: берешь гаечный ключ и лезешь под машину крутить гайки, помогаешь шоферу восстановить машину, а при перегрузке становишься ещё и грузчиком».

За первую зиму работы ледовой трассы милиция выявила 589 бесцельных простоев машин. «Милиция работала принципиально и выясняла, почему водитель стоит без всяких причин там, где не положено стоять, и все могло закончиться трибуналом», — говорит специалист Музея полиции. Борясь с хищениями на Дороге жизни, к концу марта 1942 года милиция изъяла у преступников 33,4 тонны продуктов, в том числе 23 тонны муки. К уголовной ответственности были привлечены 586 военнослужащих и 232 гражданских лица. Были также факты, когда шоферов привлекали за то, что они брали деньги и ценности у эвакуируемых из Ленинграда людей.

Дорога жизни продолжила действовать и зимой 1942/43 года, когда она использовалась не только для обеспечения города, но и при подготовке наступления Красной армии для прорыва блокады. «Это инфраструктура, которая являлась единственной военно-стратегической линией коммуникации блокадного Ленинграда до момента прокладки в конце января — начале февраля 1943 года так называемой Дороги победы по узкому участку вдоль южного берега Ладоги после прорыва блокады Ленинграда, — подчеркивает Сергей Курносов. — В принципе, Дорога жизни так или иначе действовала до 1944 года, помогая снабжать город».

Спасти любой ценой

С целью спасения жизни ленинградцев, решением Ленинградского исполкома были организованы стационары и пункты усиленного питания, действующие при промышленных предприятиях, благодаря чему смогли выжить более 200 тысяч человек. Если изначально такие меры были предусмотрены исключительно для рабочих, то к весне 1942 года такой помощью могли воспользоваться иждивенцы и служащие.

К январю 1942 года титаническими усилиями властей удалось немного повысить нормы выдачи по хлебным карточкам, но и это не спасало от изнуряющего голода. Советское правительство делало все возможное, чтобы доставить продукты питания в голодающий город. Отчасти эти попытки увенчались успехом: так, к весне 1942 из рецептуры хлеба были почти полностью выведены несъедобные примеси, а 16 февраля после многомесячного перерыва впервые жители увидели мясо – замороженную говядину и баранину.

В зоне особого внимания были дети. В условиях жесточайшего дефицита ресурсов, власти смогли организовать работу 85 детских домов, принявших 29 800 детей, оставшихся без попечения родителей. На каждого ребенка выделялся набор продуктов, который при своей скудности все-таки помогал поддерживать жизнь. Открывались стационары и в действующих учебных заведениях, где студенты могли получить кратковременную помощь в течение 1-2 недель.

Попытки прорыва блокадного кольца

Советское командование не могло смириться со сложившейся ситуацией и неоднократно предпринимало попытки прорыва блокады. Наступление в направлении Синявинско-Шлиссельбургского выступа не увенчалась успехом. Во-первых, немецкие войска смогли организовать мощное укрепление, во-вторых – советские солдаты были крайне истощены и изнурены непрекращающимися боями.

Основные силы были сосредоточены на Невском пятачке: узком участке земли (ширина 550-810 м) длиной менее 3 км, территориально находившемся на левом берегу Невы. Неоднократные попытки расширить плацдарм заканчивались огромными потерями из-за крайне невыгодного расположения: вся территория простреливалась со стороны противника. Однако о сдаче знаменитого Невского пятачка речи не шло, поскольку это значительно усложняло задачу прорыва блокадного кольца. Точных данных о количестве погибших нет, но по оценкам военных историков потери оцениваются в 51 тыс. человек.

Не увенчалась успехом и попытка прорыва блокады совместными силами Ленинградского и Волховского фронта, завершившаяся тяжелым поражением Советской Армии и огромными потерями.

Первый прорыв

Значимой датой в истории блокадного Ленинграда стало 29 марта 1942 года, когда в осажденный город прорвался партизанский обоз с продовольствием

Конечно, решить проблему голода это событие не могло, но оно имело важное идеологическое значение. Партизаны доказали несостоятельность немецких войск контролировать свой тыл и вселили уверенность в способность армии разорвать блокадное кольцо

В это же время для борьбы с голодом были созданы подсобные хозяйства. Под огородничество выделялись все пригодные участки земли, а владельцам оказывалась помощь в приобретении рассадного материала. К весне 1942 года заметно сократилось количество уличных смертей: если в январе на улицах санитарные службы собирали около 7 000 трупов, то в мае – не более 50.

Силами Ленинградских властей и переживших первую блокадную зиму ленинградцев, началось восстановление коммунального хозяйства, восстановилась работа предприятий и государственных учреждений, вышел на привычные маршруты общественный транспорт.

Официальные данные за 1941-1942г. 

Если в мирное время в Ленинграде от естественных причин умирали около 3 000 человек, то за январь-февраль 1942 года город потерял четверть миллиона жителей. В марте смертность немного сократилась (1100 тыс. человек).

Радикальное снижение произошло в мае: количество умерших составило 50 000 человек, а в сентябре – 7 000 человек. Такое снижение нельзя рассматривать как улучшение условий жизни: просто самые слабые (в основном люди пожилого возраста и хронически больные люди) уже умерли, выжили сильнейшие. Постепенно меняются и причины смерти: теперь на первый план снова выходят ранения и гибель во время бомбардировок и обстрелов. Первый год блокады стал самым тяжелым и трагическим: город на Неве потерял 783 тысячи своих жителей.

Спасение Ленинграда

Несмотря на многочисленные попытки разорвать кольцо блокады, успеха на этом направлении советскому командованию удалось добиться только на фоне Сталинградской битвы, когда нацисты вынуждены были забрать из-под Ленинграда часть войск. В январе 1943 года встречные удары войск Ленинградского и Волховского фронтов позволили пробить брешь в обороне нацистов южнее Ладожского озера и восстановить сухопутную связь между осаждённым городом и остальной страной. Через коридор шириной всего 8—11 км были в сжатые сроки проложены железнодорожные пути и автомобильная трасса.

Также по теме


«С каждым днём было всё тяжелее»: жительница блокадного Ленинграда — о войне, голоде и патриотизме

27 января будет отмечаться 76-летие полного снятия блокады Ленинграда, продолжавшейся 872 дня. Её жертвами, по разным оценкам, стали…

Полностью блокада была снята в начале 1944 года, когда советские войска нанесли поражение группе армий «Север» и отбросили нацистов на 60—100 км от Ленинграда. Блокада продолжалась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

По словам историков, героическая оборона Ленинграда существенно повлияла на весь ход Великой Отечественной войны.

Как отметил Сергей Перелыгин, город, носивший имя создателя советского государства, был важным идеологическим символом. Нацистское руководство верило, что его уничтожение подорвёт устойчивость советской системы и веру в победу жителей СССР. Однако Ленинград выстоял, и это стало серьёзной моральной победой для советского народа.

Как отметил Дмитрий Суржик, помимо политического и морального значения, Ленинград играл также огромную военную и экономическую роль.

  • Блокадный Ленинград. Моряки Балтийского флота беседуют с девочкой Люсей. Её и других детей вывозят из блокадного города. Девочка осталась сиротой — её родители умерли от голода
  • РИА Новости

«После потери украинского промышленного района Ленинград был очень и очень важен, чтобы удерживать фронт поставками оружия и боеприпасов. И конечно же, потеря Ленинграда, высвободив огромные нацистские силы, резко бы усугубила положение на советско-германском фронте, и в том числе положение Москвы», — заявил эксперт.

Как отмечают историки, бои под Ленинградом сковали около 30 нацистских дивизий, которые немцы не смогли использовать в такие решающие моменты войны, как Курская битва.

  • Ликующий Ленинград. Блокада снята

«Надо отдать должное мужеству защитников Ленинграда, которые до последнего держались, не сломались и проявили высокие примеры преданности долгу. Мы знаем о пекаре, который умер от голода на своём рабочем месте, о сотрудниках НИИ растениеводства, которые умирали, но сохранили семенной фонд. То, как выстояли ленинградцы, — это высокий и яркий пример мужества, воли к борьбе и патриотизма», — резюмировал Дмитрий Суржик.

Маршрут в Ленинград

О ситуации в городе было хорошо известно водителям машин, доставлявших десятки тонн различных грузов к берегам Ладоги в ленинградскую блокаду и забиравших оттуда эвакуируемых. Они ежеминутно рисковали жизнью, выходя на льды Ладожского озера. И это не просто громкие слова. Только за одни сутки 29 ноября 1941 года под воду ушло 52 автомобиля. И это на отрезке длиной 30 километров! Из которых несколько первых километров можно даже не брать в расчёт – там дорога была сравнительно безопасна.

В пути водителя постоянно подстерегала опасность уйти под лёд. Поэтому никто не закрывал дверцы машины, невзирая на пронизывающий до мозга костей холод. Так оставался шанс успеть выбраться из тонущей машины. Когда ситуация была особенно опасной (грузовики совершали рейсы и по уже тающему льду), водители всю дорогу ехали на подножке машины. Тридцатикилометровый ледовый участок, таким образом, превращался в серьёзное и длительное испытание. Ведь ехать приходилось на малой скорости. А ведь практически каждый водитель в день совершал по два рейса.

Однако опасности этим не исчерпывались. Немцы старались наносить авиаудары по колоннам во время перевозок грузов. Они целились как по самим грузовикам, так и по дороге следования, стремясь разрушить саму трассу. Капризная погода тоже практически атаковала ладожскую военную дорогу. Поднявшаяся метель быстро уравнивала проложенную по льду дорогу с окружающим нетронутым пейзажем. Была крайне велика опасность сбиться с пути. Немало водителей погибли от холода, заблудившись в метель. Для предотвращения таких случаев на протяжении трассы было установлено множество дорожных знаков.

Тонущие машины на «Дороге жизни».

Кратко о блокаде Ленинграда

Город-герой Ленинград долгих 872 дня находился в условиях блокады. Период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года остался в памяти, как самый трудный период в истории Великой Отечественной Войны. Войска фашистских оккупантов преследовали цель завладеть городом для полнейшего его уничтожения.

На протяжении 1941-1942 годов предпринимались неоднократные попытки прорвать блокаду, но успеха получилось достигнуть только в январе 1943-го. Уже в феврале того же года в него удалось отправить составы с продовольствием и боеприпасами.

Ленинградско-Новгородская операция 1944-го года увенчалась успехом и позволила полностью снять блокаду. Планы фашистского командования по уничтожению Ленинграда потерпели полнейший крах. Ожидаемой капитуляции не последовало, а проявленный героизм ленинградцев стал символизировать мужество и стойкость советского народа, непоколебимого даже в ужасных условиях блокады.

Период осады Ленинграда можно охарактеризовать, как один из самых трагичных моментов за всю историю Великой Отечественной Войны. Советские войска проявляли величайший героизм и ценой неимоверных усилий сдерживали вражеские силы на подступах к городу, но 20 августа 1941 противнику удалось занять город, перекрыв железнодорожное сообщение со столицей. Вопреки планам руководства фашистских захватчиков, им не удалось молниеносно захватить Ленинград, однако подступить вплотную к городу они смогли.

Последнее железнодорожное сообщение со страной было прервано 30 августа с прорывом вражеских сил на станции Мга. 8 сентября 1941, с захватом города Шлиссельбург, сообщение с городом со стороны суши перестало быть возможным. Остался лишь вариант воздушного сообщения и по Ладожскому озеру. Ленинград был отрезан от страны и вынужден был существовать в тяжелейших блокадных условиях. Ситуация ухудшалась суровой зимой. Температура снижалась до рекордно низких цифр, усугубляя положение осажденных и увеличивая количество смертей.

Дорога жизни

Запасы продовольствия, топлива и боеприпасов, находившееся в городе на момент начала блокады, были недостаточными и не могли удовлетворить потребности города в период длительной осады. Единственное сообщение со страной, осуществляемое авиацией и путь через Ладожское озеро обеспечивали потребности города не в полной мере.

Была установлена норма хлеба – 200 грамм рабочим, 125 – иждивенцам и детям. Этого катастрофически не хватало. Смертность от голода набирала обороты с ужасающей быстротой. По данным Нюрнбергского процесса за время блокады погибло более, чем 630 тысяч жителей. По данным другого источника приводятся ошеломляющие цифры в 1,5 миллиона ленинградцев. Всего 3% смертей были следствием обстрелов, причина остальных 97% голод и лишения.

Имели место ужасные случаи людоедства, причем голод мог толкать людей даже на преднамеренные убийства. 22 ноября 1941 года считают днем когда запустили легендарную “Дорогу жизни”. Первая колонна грузовиков, состоящая из 60 автомобилей, покинула город, пересекла Ладогу, а затем вернулась в Ленинград уже груженая хлебом. Двигаясь по льду, рискуя провалиться под воду, грузовики везли муку и прочие продукты, давая надежду на выживание огромному количеству жителей осадного города.

Водители стремились сделать больше рейсов, проявляя мужество и героизм во спасение соотечественников. По дороге также проводилась эвакуация жителей, и перебрасывались войска. Просуществовав 152 дня, дорога растаяла, а вновь была создана лишь в декабре следующего года.

Герои у станка

Являясь одним из крупнейших промышленных центров Советского Союза в довоенное время, Ленинград не остановил работу предприятий и во время блокады. Многие заводы были эвакуированы, но все же производственный процесс продолжался, пусть и в меньших объемах. Голодные и истощенные ленинградцы демонстрировали пример мужества и героизма во благо Родины.

У станков стояли даже дети. Было выпущено сотни танков, тысячи полковых и противотанковых орудий, более 10 тысяч минометов, сотни бронемашин, десятки бронепоездов, миллионы различных снарядов и многое другое. Это была высшая степень патриотизма и самоотдачи. Подвиг ленинградцев увековечен в истории и сердцах новых поколений.

27 января 1944 года — День полного снятия блокады. Приказом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина от 1 мая 1945 года Ленинград был удостоен чести носить гордое звание город-герой за проявленное жителями города мужество во время блокады.

Оборона Ленинграда – кратко о значении битвы

Когда началась Ленинградская битва, германское командование намеревалось взять город на Неве быстро и ограниченными силами. Но в итоге у них здесь получилась совершенно другая война. Ленинград стал для гитлеровцев неприступной и непокорённой крепостью, которая оттянула на себя огромное количество их войск.

Тот факт, что, несмотря на все усилия противника, Северная столица оставалась непобеждённой, имел огромное политическое и моральное значение.

Ленинградская битва стала беспримерным символом стойкости. Победа в ней была достигнута ценой неимоверных усилий, лишений, массового героизма и самопожертвования с стороны красноармейцев и гражданского населения.

Хлеб­ные кар­точ­ки

Кар­точ­ка в бло­кад­ном Ле­нин­гра­де — глав­ный до­ку­мент, ко­то­рый да­вал пра­во ку­пить про­дук­ты по го­су­дарс­твен­ным це­нам. На листе бу­ма­ги с от­пе­ча­тан­ны­ми та­ло­на­ми бы­ло ука­за­но, сколь­ко грам­мов и ка­ких про­дук­тов мож­но по ним по­лу­чить.

В и­юле 1941 го­да по­яв­ле­ние кар­то­чек не выз­ва­ло па­ни­ки: иног­да хлеб по нор­ме не вы­ку­пал­ся пол­ностью. Кру­пы́ в за­ви­си­мос­ти от со­ци­аль­но­го ста­ту­са по­ла­га­лось тог­да от 1 до 2 ки­лог­рам­мов в ме­сяц, мя­са — от 600 грам­мов до 2,2 ки­ло­грам­ма. Од­на­ко сим­во­лом бло­ка­ды ста­ла хлеб­ная кар­точ­ка с нор­мой хле­ба для иж­ди­вен­цев (не­ра­бо­та­ющих граж­дан), слу­жа­щих и де­тей до 12 лет — 125 грам­мов в день. Та­кой нор­ма­тив был ус­та­нов­лен уже 20 но­яб­ря 1941 го­да, че­рез пол­то­ра ме­ся­ца пос­ле на­ча­ла бло­ка­ды. До ян­ва­ря 1942 го­да месячная нор­ма вы­да­чи жи­ров для ра­бо­чих и ин­же­нер­но-тех­ни­чес­ких ра­бот­ни­ков (ИТР) сос­тав­ля­ла 600 грам­мов, для слу­жа­щих — 250 грам­мов, для иж­ди­вен­цев — 200 грам­­мов; са­ха­ра и кон­ди­тер­ских из­де­лий ра­бочим и ИТР в месяц по­ла­га­лось выда­вать 1,5 ки­лог­рам­ма, слу­жа­щим — 1 ки­лог­рамм, иж­ди­вен­цам — 800 грам­мов, а де­тям до 12 лет — 1,2 ки­лог­рам­ма.

Вы­дачу про­дук­тов по кар­точ­кам ста­ли за­дер­жи­вать уже в ок­тяб­ре 1941 го­да. В кон­це но­яб­ря на­ча­лась па­ни­ка, по­тому что в ма­га­зи­нах не­воз­мож­но бы­ло ку­пить ни жи­ров, ни мя­са. В ян­ва­ре 1942 го­да воз­ник­ли пе­ре­бои с хле­бом. Из-за от­сутс­твия во­ды прек­ра­ти­ли ра­бо­тать хле­бо­за­во­ды. Оче­ре­ди за хле­бом рас­тя­ну­лись на нес­коль­ко су­ток, хлеб на­ча­ли вы­да­вать му­кой. «По­лу­ча­ет че­ло­век му­ку, са­дит­ся, по­то­му что от ус­та­лос­ти ид­ти… не мо­жет, и хва­та­ет из ме­шоч­ка эту му­ку и пря­мо ее ест…» — вспо­ми­нал ле­нин­гра­дец Алек­сандр Ти­хо­нов. 

Кар­точ­ная сис­те­ма час­то пред­по­ла­га­ла за­ме­ны од­них про­дук­тов на дру­гие: вмес­то са­хара на те же та­лоны мож­но бы­ло по­лучить кон­ди­тер­ские из­де­лия или ка­као, вмес­то мас­ла — жир или да­же се­лед­ку.

Navigation

  • Начало
  • Форум
  • Карты
  • Путеводители

    • Путь на Воттоваару
    • Вокруг Ладоги

      • Часть 1. Дорога в Карелию.
      • Часть 2. Куркиеки — Лахденпохья
      • Часть 3. Сортавала — Валаам — Рускеала
      • Часть 4. Ляскеля — Харлу
      • Часть 5. Юканкоски — Питкяранта — Колатсельга
      • Часть 6. Салми — Погранкондуши — Свирь
      • Часть 7. Приложения
    • Рейтинг Eeyore
    • Синявинские высоты

      Тур де Синявино № 1

  • Краеведение

    • Архив сайта

      • История Северо-Запада, Карельского Перешейка, Приладожья
      • Советско-Финские отношения, Зимняя война, Война-продолжение
      • Петровские редуты, форт Ино, линия Маннергейма, Карельский укрепрайон
    • Переписная книга 1500
    • Библиотека книг по истории Финляндии
    • Карты Невы и прилегающих территорий в шведских архивах
    • Перечень карт, оригиналы которых можно найти в шведских архивах
    • Нева и Ниеншанц
    • Карты и планы Невы и Ниеншанца
    • Ландскрона — Невское устье — Ниеншанц
    • Столичный город С.-Петербург
    • Поезд на кладбище
    • История строительства железной дороги Петербург — Кексгольм
    • Кронштадский мятеж
    • Экскурсия на Волховстрой
    • Руководство к плаванию в Невской Губе
    • Ленинград. Путеводитель. 1931 год
    • Ленинград. Архитектурно-планировочный обзор
    • Дипломатическая почта. (История Финляндии 1941-45)
    • Малоэтажные дома Ленинграда
    • Ленинградское дело
    • Проект детальной планировки Пороховых
    • Праздничный наряд Ленинграда
    • Каталог станций от Выборга до Новгорода
    • Конференции «СПб и страны Северной Европы»
    • Воспоминания о Коневце
    • Список исторической литературы
  • Военная история

    • Документы Ленинградского, Волховского, Карельского фронтов
    • Документы военного архива Финляндии

      • Журнал боевых действий Главной ставки финской армии
      • A — I
      • J
      • K-O
      • P-Y
      • Русские трофейные документы
    • Карельский и Выборгский укрепрайон

      • КаУР — наш ответ Маннергейму
      • Электрификация Карельского укрепрайона. 1928-1940
      • Передовой рубеж Карельского укрепрайона
      • Сведения о Выборгском укрепрайоне
      • История ДОТа №07 КаУРа
    • Крепости Ингерманландии и Карелии в 1681 году.
    • История военно-морской базы Ханко, материалы музея «Гангутский мемориал»
    • Хроника Видлицкой коммуны
    • Списки награжденных за участие в Советско-Финской войне
    • За чертой милосердия
    • По обе стороны Карельского фронта
    • Балтийцы — Герои Советского Союза
    • История ЛВО
    • Отчет 8-й ПД о боях в Сомме — Порлампи
    • 124-я танковая бригада в боях за Стрельну
    • Оборонительный бой 128-й стрелковой дивизии
    • Бункер адмирала Трибуца
    • Штурм Шлиссельбурга
    • Дневник В.Вишневского 1941-1945
    • Водные препятствия. 1943
    • Воспоминания о блокаде
    • Первичные воинские захоронения 1941-1944.
    • Перезахоронения Всеволожского района
  • Старый сайт

    • Архив: Путеводитель
    • Архив: География
    • Архив: История
    • Архив: Фортификация
    • Архив: СССР-Финляндия
    • Архив: Разное
    • Архив: Форум 2001-2002
    • Архив: Форум 2002-2004
    • 1999 г. — На авто по России
  • РЖД

    • Расписания, путеводители, проекты, описания
    • Документы ГКО
    • Документы ВКП(б)
  • Разное

    • Гостевая книга
    • Примеры шаблонов
    • Старые новости
    • Миттельшнауцеры Дарт и Жак
  • Фотогалерея

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector