10 крупнейших аварий на подводных лодках

Содержание:

Самая крупная и самая засекреченная

Не всегда подводные лодки погибали в море. Иногда гибель подстерегала их в родной гавани. Так было 11 января 1962 года, когда на стоявшей у пирса субмарине Б-37 взорвался боезапас торпед. От взрыва погибли 59 членов экипажа и ещё 11 моряков со стоявшей рядом подлодки С-350. И это были ещё не все жертвы. На пирсе неподалёку от места трагедии занимались строевой подготовкой 52 матроса и мичман. Никого из них не осталось в живых. Страшный взрыв унёс жизни 122 человек, и эта трагедия стала самой крупной в подводном флоте СССР по числу жертв. Обе подводные лодки затонули, 52 человека было ранено. По счастливой случайности спаслись командир и 13 членов экипажа Б-37. Почему взорвались торпеды, установить не удалось. Рассматривались разные варианты происшедшего — от случайного выстрела по ним вахтенного матроса до их заводского дефекта. Свыше 30 лет скрывалась от советской общественности гибель дизельного подводного ракетоносца К-129. Подводная лодка, вооружённая торпедами и тремя баллистическими ракетами, несла службу в Тихом океане в 750 милях от Гавайских островов. Там 8 марта 1968 года и произошла трагедия, причины которой до сих пор неизвестны. Советская сторона приняла официальную версию — затопление через шахту РДП. Другие причины, например, столкновение с подводным или надводным кораблём доказать не было возможности — лодка опустилась на дно на глубину 5600 метров, унеся с собой весь экипаж в 98 человек. Была и ещё одна причина молчания флотского начальства — американцы нашли возможность в 1974 году поднять часть советской подводной лодки с огромной глубины. США в ходе собственного расследования пришли к выводу, что К-129 погибла из-за несанкционированного срабатывания своих ракет.

Авария в море

Дизельная подлодка С-178 21 октября возвращалась с обычных учений в Японском море, тренировка прошла на «отлично». Помимо экипажа на борту находился штабной офицер, капитан второго ранга Владимир Каравеков. Подходили к владивостокской бухте Золотой Рог уже в сумерках. Субмарина шла в надводном положении, часть офицеров вместе с командиром поднялась на мостик рубки.

Как вспоминал старший помощник командира лодки С-178 Сергей Кубынин, он тогда лично запрашивал разрешение на вход на базу у оперативного дежурного, и добро было получено.

Тем временем навстречу субмарине с погашенными сигнальными огнями шел рыболовецкий рефрижератор РФС-13. Приближение грузового судна стало для моряков полной неожиданностью.

[править] Прочие гибриды

Полупогружные лодки наркоторговцев

Ныряющие катера применяются колумбийскими наркоторговцами для транспортировки наркотиков в США. Параметры ныряющих катеров наркоторговцев: длина — до 25 метров, высота над уровнем воды — до 45 сантиметров, грузоподъемность — до 10 тонн кокаина. Официальное наименование катеров наркоторговцев у силовых структур США — Self-Propelled Semi-Submersibles (SPSS) (самоходные полупогружные лодки). Главным преимуществом такого катера для наркоторговцев является трудность его обнаружения по сравнению с обычными кораблями: при визуальном наблюдении лодка видна только при нахождении вплотную к ней (и то при условии хорошей видимости и отсутствии на поверхности воды пенных волн), также из-за низкой высоты над уровнем воды и специальным материалам ее не засекают РЛС.

Рентабельность от использования нарко-субмарин составляет 1000 % за один рейс: при стоимости постройки в 100 млм. долларов каждая субмарина может брать на борт груз героина рыночной стоимостью в 1 млрд долларов. Нарко-субмарины являются кораблями одноразового использования: в конце рейса она затапливаются у берегов США для сокрытия факта нелегального провоза наркотиков.

В последнее время наркобароны перешли к строительству настоящих подлодок, способных полностью погружаться и перемещаться под водой. Таким образом полупогружные лодки наркоторговцев оказались промежуточным этапом между обычными лодками и чистыми подлодками.

Ныряющие корабли гражданского назначения

Помимо военного аспекта существовало несколько проектов надводно-подводных кораблей гражданского назначения. Государственное малое предприятие «Дельфин» (Санкт-Петербург) сконструировало надводно-подводный катер, предназначенный для транспортировки в области континентального шельфа группы водолазов численностью до 6 человек со снаряжением, оборудованием и инструментами для досмотровых и ремонтных работ. Катер способен погружаться под воду на глубину до 15 метров. Корпус катера оптимизирован для достижения высокой скорости надводного хода (32 узла), а в подводном положении развивает скорость в 2-3 узла при допустимом уровне управляемости. Параметры катера: длина — 6,6 м, ширина — 2,2 м, высота — 1,3 м, осадка — 0,6 м, водоизмещение в надводном положении — 4 т., а в подводном — 4,4 т., дальность плавания в надводном режиме — 100 миль, а в подводном — 4-5 миль, мореходность — 4 балла. В надводном положении использовались водометы, приводимых в движение двумя роторно-поршневыми двигателями мощностью 2*110 кВт. В подводном положении в дело вступали 2 винторулевые колонки в носовой части катера. Санкт-петербургское морское бюро машиностроение «Малахит» разработало проект ныряющей яхты. Глубина погружения — 50-100 м, длина — 30 м, ширина — 5 м, осадка — 4,8 м, водоизмещение — около 300 т., скорость надводного хода — 8 уз., а подводного — 3 уз., экипаж — 4 чел. Ныряющая яхта способна брать на свой борт до 6 пассажиров в 3 каютах, оснащенных подводными иллюминаторам 800*800 мм. Конструкция яхты предполагает возможность ее переоборудования в экскурсионное (на 40 чел.) или научно-исследовательское судно.

Причины столкновения

Как сказано в материалах уголовного дела, на рефрижераторе 21 октября отмечали день рождения старшего помощника Виктора Курдюмова, и вся команда, в том числе именинник, была в изрядном подпитии. Выйдя в море, они не включили сигнальные огни, хотя уже стемнело. Подлодку запеленговали, но Курдюмов продолжал идти прежним курсом, посчитав, что на пути рефрижератора какое-то мелкое судно и оно само должно уступить фарватер.

Советский контр-адмирал, кандидат технических наук Николай Мормуль, анализируя причины и последствия этой трагедии, писал, что столкновения бы не случилось, если бы рефрижератор не отклонился от заданного ему диспетчером курса на 30 градусов – через пролив Босфор Восточный должна была пройти С-178, а не РФС-13. Мормуль, как в итоге и суд, часть вины возложил и на капитана подлодки Валерия Маранго, не сумевшего, по мнению контр-адмирала, вовремя сыграть боевую тревогу (при ней на субмарине задраиваются люки), не обратившего должного внимания на доклад гидроакустика С-178, обнаружившего цель (РФС-13) прямо по курсу.

Несмотря на то, что основная вина все же была на пьяном старпоме РФС-13 Викторе Курдюмове, его с Маранго в итоге наказали одинаково – дали по 10 лет лишения свободы. Кубынин ходатайствовал о пересмотре приговора Маранго, но в итоге ему самому пришлось расстаться со службой в ВМФ – командование предпочло замолчать этот инцидент.

«Не имею права обрекать людей на верную смерть»

Аварийная подлодка была спасена от затопления. Троим измученным спасателям налили по кружке спирта и отправили их спать. Но уже через пару часов Сенатского растолкал посыльный: вызывал замглавкома ВМФ СССР.

Также по теме


Подводная лодка дружбы: подъём столетней субмарины спасёт российско-шведские отношения

Россия и Швеция в ближайшее время начнут подъем подводной лодки, затонувшей более 100 лет назад в Аландском море, которое находится…

«В каюте Касатонова собрался весь походный штаб. Адмирал протянул Сенатскому текст телеграммы в Москву. Там написано, цитирую не по тексту, а по сути: «Плавучесть лодки обеспечена, учитывая чрезвычайно высокую ценность объекта, прошу разрешить форсированную буксировку», — рассказывает Юрий Константинович. — Под документом должны поставить подписи все члены штаба. Первым — я как технический руководитель спасательной операции. Говорю: «Товарищ адмирал, я завизировать не могу. На лодке остаются заблокированными двенадцать человек. Жить им в таких условиях, как считают медики, не более двух-трёх суток. Буксировка займет значительно больше времени. Как старый спасатель не имею права обрекать людей на верную смерть».

Реакция Касатонова была резкой, вспоминает Сенатский. По его словам, адмирал сказал, что подводная лодка очень дорого обошлась советскому народу, а сам он не привык работать с офицерами, не разделяющими его точку зрения.

«Мне было приказано сдать дела и утром перейти на борт плавбазы «Магомет Гаджиев». Сказал: «Есть!» — и вышел, — говорит Юрий Сенатский. — Сижу в каюте, настроение сами понимаете какое. Через пять минут заходит другой член штаба операции — контр-адмирал Дмитрий Михайлович Комаров. Мне, говорит, тоже приказано на «Гаджиева». Ещё пять минут прошло, и к нам присоединился политработник контр-адмирал Анатолий Кузьмич Носков».

Только один офицер из штаба экспедиции подписал в тот вечер телеграмму в Москву.

«Утром следующего дня меня вновь вызвали к Владимиру Касатонову. Он молча протянул телеграмму главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова. Там было сказано: «Министр обороны удовлетворён успешным восстановлением плавучести лодки. Следующей первоочередной задачей считаем спасение подводников десятого отсека. Горшков». Касатонов сказал, что просит не держать на него зла за вчерашнее, — вспоминает Юрий Сенатский. — И мы начали выполнять распоряжение главкома».

Под началом Сенатского и с привлечением многих специалистов был разработан технический проект операции по вызволению заблокированных в десятом отсеке подводников. Едва живых, с повязками на глазах (за три недели в темноте глаза отвыкли от света) флотские спасатели вынесли их на руках в безопасную зону, а затем переправили в лазареты надводных кораблей 18 марта 1972 года.

«Вторым днём рождения для этих ребят стал День Парижской коммуны, так уж совпало, — улыбается Юрий Константинович. — Несчастную «Хиросиму» потом спокойно отбуксировали к родным берегам».

«Искусственное дыхание»

Рост у Юрия Сенатского, как он сам шутит, «без пяти два», поэтому в прилетевший с противолодочного крейсера «Ленинград» вертолёт он поместиться просто не смог. В кабине полетели матросы, а капитана первого ранга подвесили на закреплённом к «вертушке» тросе.

«Болтало меня сильно, но благо, лететь было недалеко, — вспоминает Сенатский. — Пока летел, думал: как же нас на рубку лодки высадят? Но пилот, майор Николаев, оказался мастером. Зависнув над подлодкой, его вертолёт начал повторять скачки лодки на волнах. Лодка вниз — и вертолёт на столько же метров вниз, корабль подбрасывает вверх — и воздушная машина повторяет этот манёвр. В общем, перебрались мы с матросами на рубку К-19, спустились в неё. А там возникла проблема: командир лодки наотрез отказался пускать нас на палубу. Его можно было понять: он боялся, что нас непременно смоет за борт, и не хотел, чтобы потом в уголовном деле (ведь обязательно будет заведено дело по факту аварии и гибели людей) приписали бы к уже погибшим двадцати восьми морякам ещё три наших трупа. Пришлось простым флотским языком объяснить ему, кто старше по званию».

Сенатский вспоминает, как они, обвязавшись бросательными концами, выждали, пока лодка взлетела на волну, и рванули от рубки к люку с нанесённой большими белыми буквами аббревиатурой АСО (аварийно-спасательное оборудование). До наката очередного водяного вала успели даже пристегнуться к палубным шпигатам карабинами.

Волны накрывали спасателей с головой, но как только вода уходила, все трое быстро и слаженно откручивали гайки-заглушки с трубопровода главного балласта. 

«Только присоединили штуцера, стало слышно, что от компрессора «Бештау» уже пошёл воздух для продувки балласта на К-19, — рассказывает Юрий Сенатский. — Успели! А с вертолёта уже спускали трап. Матросы вновь забрались в кабину, а я опять полетел на подвеске. Как же долго потом не мог разжать пальцы…»

Прозаические причины

В беседе с RT доктор военных наук Константин Сивков, капитан 1-го ранга, отметил, что Средиземное море в годы холодной войны было полем для конкуренции СССР с НАТО и Израилем. Однако эксперт сомневается в правдоподобности версии о намеренном уничтожении Dakar и Minerve 5-й оперативной эскадрой.

Эксперт полагает, что Dakar, скорее всего, затонула из-за технической неисправности. По его словам, израильская подлодка была устаревшей, и сбой в режиме контроля погружения мог привести к тому, что субмарина стремительно ушла на глубину 3 тыс. м.

  • Остатки корпуса пропавшей подводной лодки Dakar ВМС Израиля
  • Reuters

Писатель-маринист, советский офицер-подводник Николай Черкашин также считает, что к трагедиям Dakar и Minerve привели вполне прозаические причины. В то же время он недоумевает, почему Тель-Авив и Париж до сих пор не предали огласке результаты проведённых расследований.

«Поведение властей Франции и Израиля сложно объяснить. Наверное, дело в том, что все державы, теряющие подлодки, стараются забыть о трагедиях, дистанцироваться от этих ЧП, так как они всегда негативно влияют на имидж флота», — сказал Черкашин. 

Но были и другие происшествия…

Первой подводной жертвой холодной войны в ВМФ СССР стала субмарина С-117 (бывшая Щ-117 «Макрель»). В Великую Отечественную войну такие лодки назывались «щуками». 14 декабря 1952 года она не вернулась из похода в Японское море, пропав вместе с 52 членами экипажа. Точное место гибели и причина остались неизвестными, из-за чего выдвигались версии о столкновении лодки с неизвестным судном, а возможно и атаки американской субмариной. Впрочем, в районе, где действовала С-117, была обнаружена плавучая мина. Возможно, она и стала виной гибели подводников. 26 января 1961 года в Баренцевом море, в результате затопления через неисправное устройство для работы двигателя под водой (РДП), погибла С-80, которая была головной в серии проекта 613 (по натовской классификации — «Виски»). Пока лодка опускалась на грунт, три отсека были разрушены и находившиеся там моряки погибли, остальные скончались от удушья или покончили с собой. Всего жертвами подводной катастрофы стали все 55 членов экипажа и ещё 13 подводников с другой субмарины, находившиеся на борту С-80. Когда она не вернулась на базу, её посчитали погибшей при сильном урагане. Лишь спустя семь с половиной лет С-80 обнаружили и, подняв с глубины 196 метров на поверхность, установили причину гибели. Впрочем, судя по положению вертикального руля субмарины, она могла в момент катастрофы уворачиваться от столкновения с каким-то неизвестным судном. Но полноценно отработать эту версию уже не представлялось возможным… После трагедии с С-80 было построено спасательно-подъёмное судно «Карпаты», на подлодках появились устройства, обнаруживающие поступление воды внутрь корпуса, а в «Наставления по борьбе за живучесть подводной лодки» были введены новые рекомендации.

Критический максимум: полтора-два часа

Заблокированные в десятом отсеке двенадцать подводников были живы. Без еды, практически без питьевой воды и воздуха, в кромешной темноте, при температуре, не превышающей температуру воды за бортом (3…4 °C), они ожидали спасения. Но хуже было другое.

Также по теме


Атомная «Навага»: как создавался первый подводный крейсер СССР

50 лет назад был спущен на воду первый в СССР ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-137 «Ленинец». Вооружённая…

«Кулибаба доложил Касатонову, что лодка катастрофически быстро теряет плавучесть, — рассказывает Юрий Константинович. — Из цистерн главного балласта при каждом подъёме-спуске на волнах вытравливается воздух. А своя компрессорная установка на обесточенной лодке, естественно, не работала. Сели мы походным штабом, все опытные моряки, посчитали на бумажке. По расчётам выходило, что К-19 оставалось жизни максимум полтора-два часа. Потом она неминуемо уйдёт на океанское дно вместе с двенадцатью моряками, отрезанными от белого света в десятом отсеке, и с аварийной командой (там человек пятнадцать было). Адмирал Касатонов посмотрел на меня. Сказал: «Убейтесь, но лодку надо спасти».

По словам Сенатского, техническое решение, которое могло оставить К-19 на плаву за столь короткий временной промежуток, было одно: подать на борт сжатый воздух со спасательного судна «Бештау». Для этого надо доставить на терпящий бедствие подводный корабль воздушные шланги. Корабли это сделать не могли, ведь до этого все попытки завести буксирные концы закончились неудачно.

Самому Сенатскому адмирал приказал найти в экипаже «Бештау» несколько толковых матросов, которые смогут подсоединить штуцеры воздушных шлангов для продувки цистерн главного балласта подлодки. Он нашёл двух смельчаков и вызвался полететь вместе с ними сам.

«Я же опытный спасатель, а они были просто мальчишки», — коротко объясняет он решение, которое принял 47 лет назад.

Срочная командировка

Юрий Сенатский живёт в небольшой двухкомнатной квартире на первом этаже пятиэтажки неподалёку от ВДНХ. Хозяину в этом году исполнится 95 лет, но годы никак не сказались на выправке флотского офицера. 

Сенатский вспоминает, что он в конце февраля 1972 года на полуострове Рыбачий командовал операцией по снятию с камней выброшенного на берег судна СС-44.

«Внезапно персонально за мной из Североморска прислали вертолёт, — рассказывает Юрий Сенатский. — Сразу понял, что где-то очень нужен мой опыт спасателя».

По словам Сенатского, в штабе Северного флота ему отдали короткий приказ: срочно прибыть на борт спасательного судна «Бештау», задачу объяснят там. Судно отчалило от пирса, а через несколько часов с подошедшего катера на «Бештау» поднялся заместитель главкома ВМФ СССР адмирал Владимир Касатонов.

«Касатонов нам сообщил, что в районе Ньюфаундленда в аварийном состоянии всплыла атомная подводная лодка К-19. Есть погибшие. Наши гражданские суда пытаются взять подлодку на буксир, но безуспешно, — вспоминает Юрий Сенатский. — Сначала Владимир Афанасьевич обратился ко мне: «Я имею положительные рекомендации о вас как о спасателе, поэтому вы назначены техническим руководителем операции. Что нужно будет сделать и какое спецоборудование есть на спасательном судне «Бештау»?» Об оснащении я доложил, а по поводу технического проекта сказал, что о нём можно будет говорить только по прибытии в район работ: пока очень мало информации о состоянии К-19 после аварии. С Касатоновым мы ещё много говорили во время длительного перехода — более внимательного и дотошного к деталям собеседника я в жизни не встречал».

Подводные лодки

Атомные ПЛ

Атомные ПЛ

С баллистическими ракетами

Проект 667БДР

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 «Рязань»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-211 «Петропавловск-Камчатский»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-223 «Подольск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 «Святой Георгий Победоносец»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-506 «Зеленоград»

Проект 667БДРМ

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 «Верхотурье»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-84 «Екатеринбург»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-18 «Карелия»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-117 «Брянск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-407 «Новомосковск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-114 «Тула»

Проект 941

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-17 «Архангельск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-20 «Северсталь»

Проект 955

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Александр Невский»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Владимир Мономах»

Проект 955А

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег»

С крылатыми ракетами

Проект 949А

Атомная подводная лодка К-119 «Воронеж»Атомная подводная лодка К-266 «Орел»Атомная подводная лодка К-410 «Смоленск»Атомная подводная лодка К-456 «Тверь»Атомная подводная лодка К-132 «Иркутск»Атомная подводная лодка К-186 «Омск»Атомная подводная лодка К-150 «Томск»Атомная подводная лодка К-442 «Челябинск»

С ракетно-торпедным вооружением

Проект 671РТМК

Атомная подводная лодка «Даниил Московский»Атомная подводная лодка «Тамбов»Атомная подводная лодка Б-138 «Обнинск»Атомная подводная лодка Б-388 «Петрозаводск»

Проект 971

Атомная подводная лодка К-157 «Вепрь»Атомная подводная лодка К-295 «Самара»Атомная подводная лодка К-317 «Пантера»Атомная подводная лодка К-461 «Волк»Атомная подводная лодка К-331 «Магадан»Атомная подводная лодка К-328 «Леопард»Атомная подводная лодка К-154 «Тигр»Атомная подводная лодка К-419 «Кузбасс»Атомная подводная лодка К-263 «Барнаул»Атомная подводная лодка К-391 «Братск»Атомная подводная лодка К-322 «Кашалот»

Атомная подводная лодка К-335 «Гепард»

АС-31

Атомные подводные лодки специального назначения

КС-129 «Оренбург»

Дизельные ПЛ

Проект 877

Дизельная подводная лодка Б-187 «Комсомольск-на-Амуре»Дизельная подводная лодка Б-394 «Нурлат»Дизельная подводная лодка Б-445 «Святой Николай Чудотворец»Дизельная подводная лодка Б-459 «Владикавказ»Дизельная подводная лодка Б-402 «Вологда»Дизельная подводная лодка Б-190 «Краснокаменск»Дизельная подводная лодка Б-177 «Липецк»Дизельная подводная лодка Б-471 «Магнитогорск»Дизельная подводная лодка Б-345 «Могоча»Дизельная подводная лодка Б-401 «Новосибирск»Дизельная подводная лодка Б-260 «Чита»Дизельная подводная лодка Б-808 «Ярославль»Дизельная подводная лодка Б-806 «Дмитров»Дизельная подводная лодка Б-227 «Выборг»Дизельная подводная лодка Б-494 «Усть-Большерецк»Дизельная подводная лодка Б-464 «Усть-Камчатск»

Проект 677 «Лада»

Дизель-электрическая подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург»Дизель-электрическая подводная лодка «Кронштадт»

Проект 636.3

Дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск»Дизель-электрическая подводная лодка «Ростов-на-Дону»Дизель-электрическая подводная лодка «Старый Оскол»Дизель-электрическая подводная лодка «Краснодар»Дизель-электрическая подводная лодка «Великий Новгород»Дизель-электрическая подводная лодка «Колпино»Дизель-электрическая подводная лодка «Петропавловск-Камчатский»Дизель-электрическая подводная лодка «Волхов»Дизель-электрическая подводная лодка «Магадан»

Удивительный «Лошарик» для изучения океанских глубин

Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», известная общественности как АС-12 или «Лошарик» — российская атомная глубоководная подводная лодка для изучения морского дна и проведения специальных работ.

«Лошарик» совершенно беззащитен: вооружение отсутствует. Зато она умеет нырять на глубину около 6000 метров, возможно и больше. Официальные источники в 2012 подтверждали как минимум погружения на 2-3 километра, проведенные для изучения арктического шельфа.

Для достижения таких глубин этого его корпус собран из нескольких шарообразных отсеков (реализован принцип батисферы) из титана, расположенных внутри удлинённого лёгкого корпуса «классической» формы.

Предполагается, что аппарат в 69 метров длиной оснащен манипуляторным комплексом, грузоподъемной системой, гидроакустической станцией, оптической системой и малыми (необитаемыми) дронами. Возможно имеет колеса для езды по дну для полностью незаметного перемещения.

Благодаря глубине погружения и бесшумности фактически является практически неуязвимой. Но на дальние расстояния «Лошарик» «не ходит»: существующие утечки говорят об использовании АПЛ К-329 «Белгород» в качестве лодки-носителя.

Борьба за выживание

В течение 20 секунд вода затопила 6-й, 5-й и 4-й отсеки подлодки.Восемнадцать подводников, которые там находились, погибли, успев все же задраить люки (тем самым они спасли жизни остальных товарищей). Лодка затонула на глубине 32 метров. В интервью журналу «Родина» Сергей Кубынин вспоминал, что во втором отсеке практически сразу возник пожар, с которым находившиеся там связисты сумели справиться.

Владимир Каравеков был старшим по званию (командира подлодки, находившегося в момент тарана на мостике, выбросило за борт и его вместе с другими выжившими подводниками подобрали рыбаки с рефрижератора), но руководить в чрезвычайных условиях не смог – прихватило сердце, предынфарктное состояние. Командовал на затонувшей С-178 Сергей Кубынин.

Как вспоминал сам Кубынин, в момент столкновения он находился во втором отсеке субмарины, и после удара сразу же бросился на центральный пост. Дал команду продуть воздух, чтобы подлодка могла всплыть. Эти действия ни к чему не привели: корпус С-178 был распорот, но подводники этого еще не знали. Чтобы поднять боевой дух, Сергей Кубынин достал из своей каюты канистру с «шилом» (так подводники называют спирт), разлили по 20 грамм. Старпом, чтобы заточенные на глубине моряки хоть немного взбодрились, даже организовал награждение знаками отличия и очередными званиями — все официально, с военными билетами, корабельной печатью, которая у него имелась. Один из подводников получил звание мичмана, второй – старшины первой статьи, все делалось по уставу (впоследствии эти звания никто не отменил).

… Ночью к месту столкновения стали подходить спасательные суда. Связи с землей у С-178 почти не было – Кубынин успел передать только несколько сообщений вице-адмиралу Рудольфу Голосову, назначенному руководить спасательной операцией. На вторые сутки пребывания под водой командир отправил наверх из подлодки двух членов экипажа, Иванова и Мальцева, – для того, чтобы те доложили обстановку спасателям (на всех моряков, оставшихся в субмарине,индивидуальных снаряжений подводника – ИСП-60 не хватало).

Вскоре выяснилось, что спасательная лодка «Ленок», с помощью которой собирались вызволять затонувших моряков, неисправна, а водолазы с нее не имели опыта такого рода работ. На вторые сутки Кубынин отправил наверх еще троих подводников, наиболее ослабевших. Их не успели поднять на борт спасательного судна, и подводники погибли.

В конце концов, водолазы сумели передать в С-178 недостающие ИСП-60, но замуровали единственный выход через торпедный отсек… мешками с продуктами, которые доставлять никто не просил. Матрос Петр Киреев умер, как только услышал, что ход из лодки заблокирован. Остановилось сердце и у Владимира Каравекова, не сумевшего протиснуться в торпедном аппарате. При выходе из С-178 погиб и матрос-радиотелеграфист Виктор Леньшин, его тела так и не нашли. Последним субмарину покинул Сергей Кубынин.

«Странные» лодки Хирохито

Идея «скрестить» надводный корабль-авианосец и подводную лодку, как это ни удивительно, тоже появилась в период Первой мировой. 

Япония одной из первых ухватилась за такую возможность. Если раньше базирующиеся на борту подводной лодки самолеты применяли лишь в целях разведки, то японцы мечтали о бомбардировках далеких и недосягаемых территорий. Так родилась идея снабдить «подводный» самолет парой бомб. Страна восходящего солнца даже испытала концепцию на практике. 

Первую субмарину с возможностью перевозки самолетов японцы построили уже к 1932 году. Подводная лодка I-5 проекта J-1M получила герметичный ангар, где мог помещаться маленький гидроплан. Обеспечить герметизацию щелей в большом люке ангара оказалось сложной инженерной задачей. Кран, который цеплял самолет, часто отказывал в условиях соленой морской воды. Самолет просто спускали на воду при помощи крана, а потом точно так же подбирали.

В 1935 году японский флот получил лодку – I-6 проекта J-2. Ангар увеличенного объема позволил разместить там гидросамолет Watanabe E9W. Он представлял собой биплан с двумя поплавками, оснащенный двигателем Hitachi Tempu II мощностью в 300 лошадиных сил, который вращал двухлопастный деревянный винт постоянного шага.

Самолет можно было легко собирать и разбирать прямо на палубе подводной лодки, что стало несомненным плюсом. 

Были слишком очевидны и недостатки лодок I-5 и I-6. Подготовка к старту и сам запуск требовали много времени и сил, что в условиях войны было чревато потоплением субмарины.

Так появился более удачный проект подводного авианосца J-3. Ангар субмарины вмещал уже два самолета, а для их взлета использовали катапульту и трамплин. 

Лодку I-7 спустили на воду в 1939 году, а немного позже достроили I-8. Незадолго до атаки на Перл-Харбор японский Военно-морской флот пополнила еще одна похожая субмарина – I-9 проекта A1, который включал в себя всего три подводные лодки, каждая из которых несла один гидросамолет.

Полученный японцами опыт позволил создать и первый по-настоящему массовый подводный авианосец в истории. Летом 1942 года японцы спустили на воду лодку I-15 проекта B1.

Важной отличительной особенностью более поздних японских лодок был возросший воздушный потенциал. 

В сентябре 1942 года самолет Yokosuka E14Y, доставленный лодкой I-25 типа B1, совершил налет на территорию штата Орегон, сбросив две 76-килограммовые зажигательные бомбы.

Предполагалось, что они спровоцируют пожары в лесных массивах с последующим ущербом для экономики. Но этого не случилось.

Зато субмарина I-25 вошла в историю: рейд Yokosuka E14Y стал единственным случаем бомбардировки континентальной части США с самолета за всю Вторую мировую.

Практически полное отсутствие у Японии тяжелых бомбардировщиков лишало страну возможности ковровых бомбардировок США, так что воздушные авианосцы стали единственной отдушиной. 

Настоящей же мини-революцией были японские субмарины типа I-400, первые из которых завершили в 1944-1945-х. Главное – в том, что каждая такая субмарина имела серьезную авиагруппу, включавшую до четырех бомбардировщиков Aichi M6A Seiran. В походном состоянии самолеты хранили в ангаре, который находился в рубке. Все оперение гидросамолетов складывалось так, чтобы не выходить за радиус воздушного винта. Для их запуска на лодках применяли стартовую катапульту и стартовые рельсы.

Несмотря на свои недоставки, бомбардировщики Aichi M6A Seiran появись они неожиданно, могли пустить на дно американский эсминец или фрегат, нанести серьезный урон крейсеру или авианосцу. 

В целом масштабы войны на Тихом океане были таковы, что подводные авианосцы не могли принести победу Стране восходящего солнца. Даже если бы их построили значительно большей серией. Максимум, на что можно было рассчитывать, — удачное проведение воздушной разведки.

Дизель-электрический

Русско-японская война

  • Дельфин
  • Подводная лодка класса Касатка
  • Подводная лодка класса сом
  • Отдельный блок Форел / разовый блок (собственный класс)
  • Подводная лодка класса » Осетр»

Эпоха Первой мировой войны

  • Почтовый
  • Минога
  • Акула
  • Подводная лодка класса Карп
  • Подводная лодка класса » Кайман»
  • Подводная лодка класса Морж
  • Подводная лодка класса Нарвал
  • Краб
  • Amerikansky Golland ( тип Holland 602GF / 602L )
  • Подводная лодка класса Барс

Эпоха Второй мировой войны

Проект Серии Изображение Построено Назначение
Подводная лодка класса Декабрист Серия I 6 большая позиционная подводная лодка
Подводная лодка класса Ленинец Серия II, XI, XIII, XIII-1938 г. 25 Заградители
Подводная лодка класса » Щука» Серии III, V, V-бис, V-бис-2, X, X-1938 86 Средние патрульные подводные лодки.
Подводная лодка класса » Правда» Серия IV 3 Эскадрилья подводных лодок.
Подводная лодка класса » Малютка» Серии VI, VI-бис, XII, XV 110 Малые подводные лодки для прибрежного патрулирования.
Подводная лодка S-класса Серия IX, IX-бис 41 год Средние подводные лодки, построенные по немецкому проекту (ранний вариант Type IX ).
Подводная лодка класса К Серия XIV 11 Крейсерские подводные лодки общевойскового состава.
Подводная лодка класса TS 3 Бывшие подводные лодки Королевского флота Румынии: ( TS-1 ), Marsuinul ( TS-2 ) и Delfinul ( TS-3 )

Ударные подводные лодки

Проект Подотчетное имя НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
Зулусский класс 26 год Большие океанические подводные лодки
Класс виски 215 Средние многоцелевые подводные лодки
Квебек класс 30 Малые подводные лодки с полностью дизельной энергетической установкой
Кит класс 1 Экспериментальные подводные лодки с двигателем Walter, работающим на перекиси с высоким содержанием перекиси водорода (HTP).
Ромео класс 20 Средние подводные лодки
Фокстрот класс 75 Большие океанические подводные лодки
641Б Cом ( Сом , сом ) Танго класс 18 Большие океанические подводные лодки
690 Кефаль ( Kefal , кефаль ) Браво класс 4 Подводная лодка-мишень для торпедных учений
877, 877Э, 877ЭКМ, 877В, 877ЛПМБ, 877ЭК Палтус ( тюрбо ) Кило-класс 24 Большие подводные лодки
636, 636М ( Варшавянка , по Варшавскому договору ) Улучшенный класс Кило 31 год Большие подводные лодки
677 Лада ( Лада , богиня любви ) 1 Большие подводные лодки
1650 Амур (река Амур ) Модификация класса Lada на экспорт
865 Пиранья ( Piran’ya , пираньи ) Лосос класс (Лосось) 2 Сверхмалые подводные лодки

Ракетные подводные лодки

Проект Подотчетное имя НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
P613 Одноцилиндровый виски 1 × крылатая ракета СС-Н-3
Двойной цилиндр для виски 2 × крылатые ракеты СС-Н-3
Лонг Бин для виски 4 × крылатые ракеты СС-Н-3
Джульетт 16 Четыре SS-N-3 Shaddock (P-5 или P-6) или SS-N-12 Sandbox (P-500 4K-80 Basalt)

Подводные лодки с баллистическими ракетами

Проект Подотчетное имя НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
V611, 611AV Зулусский 6
629, 609, 601, 605, 619 Гольф 24 3 × лодки проекта 629 Пусковая система Д-1 с ракетами Р-11ФМ

Вспомогательные подводные лодки

Проект Подотчетное имя НАТО Силуэт / Изображение Построено Назначение
940 Ленок Индия 2 2 × DSRV класса Poseidon
1710 Макрель Белуга 1 Это было экспериментальное судно, которое использовалось для испытаний силовых установок, форм корпуса и методов контроля пограничного слоя.
1840 г. Лима 1 Большой спец. Он использовался для опробования новых технологий, исследований или поддержки специальных миссий.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector