152-мм орудие mod. 1936

Конструкция и ТТХ

От пушки обр. 1910/30 гг. гаубице- ушке достался только ствол, все остальные элементы конструкции были разработаны с нуля. В первую очередь стоит отметить введение характерного дульного тормоза, щелевая конструкция с отражением ударной волны пороховых газов назад компенсировала откат орудия и придавала выстрелу неповторимый звук, известный всем артиллеристам.

Затвор классической конструкции, поршневого типа. Камора расточена под более мощные снаряды. Заряжание раздельное, сначала в ствол вкладывался снаряд, затем полузаряд, на высоких углах возвышения гильза удерживалась от выпадения из канала ствола специальным механизмом. Это обеспечивало высокую боевую скорострельность.

Тактико-технические характеристики МЛ-20

Калибр, мм 152
Длинна ствола, калибра 32,4
Масса в боевом положении, кг 7270
Масса фугасного снаряда, кг 44
Начальная скорость снаряда, м/с 655
Максимальная дальность стрельбы, м 17235

Для произведения выстрела необходимо было потянуть шнур курка. Открыть затвор можно было только после выстрела, так как в конструкции пушки был установлен предохранительный механизм. После открытия затвора, автоматический механизм выбрасывал гильзу.

Орудие обладало отличной манёвренностью ведения огня. Длинный ствол и гаубичные углы наводки, придавали снаряду высокую скорость и настильную, или при необходимости навесную, траекторию полёта.

Прицельные приспособления состояли из панорамы Герца для стрельбы навесом и телескопического прицела для прямой наводки. В боекомплект орудия входили как традиционные для гаубицы ОФС и бетонобойные снаряды, так и снаряды предназначенные для борьбы с бронированными целями: морская полубронебойная граната обр. 1915/28года например, или более поздние остроголовые и кумулятивные бронебойные снаряды.

Для увеличения скорости буксировки лафет оснащался рессорами листовой конструкции, колёсный ход был представлен штампованными дисками с цельнолитым резиновым бандажом.

Это увеличило скорость буксировки до 20 км/ч по шоссе. Для артиллерии такого калибра и массы это достаточно хороший показатель. Ствол орудия при транспортировке откатывался в крайнее положение, это уменьшало её габариты при движении.

Станины орудия раздвижные, это обеспечивало орудию быстрый перенос огня на другую цель, кроме того большую устойчивость при стрельбе. Для защиты расчёта во время стрельбы орудие оснастили щитовым прикрытием. Кроме того впервые для гаубичной артиллерии каждое орудие снабжалось счётным механизмом – сумматором. Его использовали для расчёта параметров стрельбы.

Снаряды и заряды

В боекомплект входили три типа снарядов — бронебойный весом 49,57 кг, фугасный весом 44,57 кг и фугасный с дополнительным взрывателем по таймеру для стрельбы по воздушным целям (дистанционная граната). Бронебойный был оснащен донным взрывателем и содержал 1 кг ТНТ, фугасный снаряд с 2,34 кг ТНТ снабжался головным взрывателем. Каждый из них имел длину 4,13 калибра и был оснащен алюминиевым баллистическим наконечником. Метательный заряд состоял из 16,35 кг состава «NAC», заключенного в латунную гильзу. Для ведения ночных боев имелись беспламенные заряды. Добавление хлорида калия придавало вспышке фиолетовый оттенок, что должно было уменьшить ослепление собственных артиллеристов и в некоторой степени снизить видимость вспышек выстрелов для наблюдателей противника.

Для улучшения точности стрельбы начальная скорость бронебойного снаряда была уменьшена по сравнению с 152-мм/53 орудием с 1000 до 925 м/с, тогда как для более легкого фугасного снаряда достигала 995 м/с.

Производство

Производство МЛ-20 велось только на заводе № 172 в Перми с 1937 по 1946 годы. Кроме выпуска буксируемых орудий, было выпущено около 4000 стволов МЛ-20С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-152 и ИСУ-152 (всего было построено 3242 САУ ИСУ-152 и около 670 САУ СУ-152, точное число варьирует в различных источниках). Преемником МЛ-20 стала 152-мм пушка-гаубица Д-20, находившаяся в серийном производстве с 1956 года. Данное орудие имело идентичную с МЛ-20 баллистику.

Производство МЛ-20
Год 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 Итого
Изготовлено, шт. 148 500 567 901 1342 1809 1002 275 325 15 6884

По всей видимости, значительное снижение объёмов производства буксируемых гаубиц-пушек МЛ-20 в 1943—1946 гг. было вызвано двумя причинами. Первой из них было начавшееся производство тяжёлых САУ СУ-152 и ИСУ-152 — значительная доля произведённых тогда стволов шла на их вооружение. Вторым фактором стало появление у противника тяжёлых танков, и в рамках программы по повышению мощности танковой и противотанковой артиллерии РККА заводу № 172 было предписано увеличить выпуск 122-мм пушек А-19 в счёт плана по выпуску гаубиц-пушек МЛ-20.

Ирак и Сирия: земля войны

Было бы наивным полагать, что возможностью сделать разнообразные колёсные САУ не воспользуются правительственные и террористические силы в Сирии и Ираке. Подобную импровизированную установку, например, использует федеральная полиция Ирака.

Д-30 на базе грузовика. Всё предельно просто, и орудие можно спрятать под тент, не выдавая до времени передвижение батареи недоброму наблюдателю

Но не всякая база подходит для такого мощного орудия, как гаубица. Из-за сильной отдачи попасть в цель из раскачивающегося коммерческого грузовика будет очень сложно, да и рама такой машины переживёт не слишком много выстрелов. Впрочем, террористам главное жахнуть в сторону противника.

Упарываются подобным образом и правительственные войска Асада, поставив гаубицу на шасси внедорожного пикапа GMC. Интересно, на много ли выстрелов хватит несчастной машины?

Инженеры» запрещённого в РФ ИГИЛ попросту водрузили на грузовой тягач гаубицу, даже не снимая колёс. Подъехать, пострелять и убежать. Вот и вся тактика.

Во всемирной автолафетизации не отстают даже жестокие террористы из нигерийскогоБоко Харам». Тут уже никакой брони — максимальная открытость всем ветрам и ласковому африканскому солнышку. Судя по тому, что орудие стоит на жёсткой сцепке, конструкцию используют как тачанку. Подлетел, развернулся, пальнул прямой наводкой — и смылся.

Устройство гаубицы Д-30

122-мм гаубица Д-30 предназначена для уничтожения живой силы противника, находящейся открытой территории или в укрытиях полевого типа, подавления огневых средств, включая самоходную и буксируемую артиллерию, разрушения укреплений неприятеля и проделывания проходов в заграждениях и минных полях.

Гаубица Д-30 состоит из лафета, ствола, противооткатных устройств и прицельных приспособлений. Заряжание орудия — раздельно-гильзовое. Подача снарядов осуществляется вручную. Боевой расчет – 6 человек.

Ствол орудия состоит из трубы, казенника, дульного тормоза, двух зацепов-креплений и затвора. Дульный тормоз является съемным.

Противооткатные устройства Д-30 – накатник и тормоз.

В конструкцию лафета входят люлька, уравновешивающий механизм, верхний и нижний станок, приводы наводки (вертикальной и горизонтальной), колеса, механизмы подрессоривания, крепление орудия в походном положении.

Прицельные приспособления Д-30 – телескопический и панорамный прицелы.

Гаубицу можно разделить на качающуюся, вращающуюся и неподвижную часть. В состав качающейся входят люлька, ствол, противооткатные устройства и прицельные приспособления. Эта часть орудия перемещается относительно оси цапф и обеспечивает вертикальную наводку гаубицы. Качающаяся часть вместе с колесами и щитом образует вращающуюся часть, которая перемещается вокруг боевого штыря верхнего станка и обеспечивает горизонтальную наводку орудия.

Нижний станок со станинами и гидродомкратом составляет неподвижную часть гаубицы.

Д-30 имеет клиновой полуавтоматический затвор, который обеспечивает высокую скорость стрельбы (около 8 выстрелов в минуту). Компоновка ствола с расположением сверху тормоза и накатника значительно уменьшает линию огня орудия (до 900 мм), что уменьшает габариты гаубицы и делает ее менее заметной. Кроме того, небольшая линия огня позволяет использовать Д-30 в противотанковой обороне.

Перевод гаубицы в боевое положение занимает всего две-три минуты. Одна станина остается неподвижной, две другие – раздвигаются на 120 градусов. Такое устройство лафета позволяет вести круговой огонь без перемещения орудия.

Стандартным тяговым средством для гаубицы Д-30 является автомобиль Урал-4320. По дорогам с твердым покрытием (асфальт, бетон) допустимая скорость транспортировки орудия составляет 80 км/ч. Для перемещения гаубицы по снегу используется лыжная установка — правда, вести с нее огонь невозможно. Небольшие габаритно-весовые характеристики орудия можно отнести к одному из главных достоинств Д-30. Именно они позволяют десантировать гаубицу парашютным способом или перевозить с помощью вертолета.

Для ведения огня Д-30 может использовать широкую номенклатуру боеприпасов. Наиболее распространенным является осколочно-фугасный снаряд, максимальная дальность стрельбы составляет 16 километров. Кроме того, орудие может вести огонь противотанковыми кумулятивными снарядами, осколочными, дымовыми, осветительными и специальными химическими боеприпасами. Гаубица Д-30 может также использовать активно-реактивные снаряды, в этом случае дальность стрельбы увеличивается до 22 км.

Боевое применение

Впервые гаубица-пушка МЛ-20 воевала в Монголии, во время боев на реке Халхин-Гол её снаряды сносили укрепления японских пехотных частей и артиллерийские батарей. Затем была Зимняя война и ДОТЫ-«миллионники» линии Маннергйма.

Именно там эта гаубица впервые опробовала себя в качестве пушки, бившей прямой наводкой по амбразурам замаскированных и неприступных бетонных укреплений. Уже тогда успели произвести полторы тысячи гаубиц-пушек МЛ-20, а затем началась Великая Отечественная война.

Во время ВОВ МЛ-20 использовалась в корпусной артиллерии для обеспечения артиллерийской подготовки на участках прорыва, для уничтожения важных или трудноподавимых целей. Для контрбатарейной стрельбы.

Это одно из наиболее сложных направлений ведения огня, требующее высокого качества расчетов и точности стрельбы. Корректировка в этом случае производится по данным предоставленным звуковой артиллерийской разведкой.

В артиллерии РГК гаубицы-пушки поддерживали все стратегически важные операции, уничтожали живые силы противника, вели артподготовку, уничтожали опорные пункты и фортификационные сооружения противника.

Кроме того захваченные немцами МЛ-20 обеспечивали оборону их «Атлантического вала».

На вооружении

Современные операторы

  •  Азербайджан — 129 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Алжир — 160 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Ангола — 500 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Армения — 69 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Афганистан — 85 Д-30 оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год
  •  Бангладеш — 54 Д-30 (используются под обозначением Тype-96), по состоянию на 2016 год
  •  Белоруссия — 48 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Босния и Герцеговина — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Бурунди — 18 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  •  Гана — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Гвинея-Бисау — 18 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
  •  Грузия — 58 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Джибути — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  ДР Конго — 77 Д-30, М-30 и Тип-60, по состоянию на 2016 год
  •  Египет — 190 Д-30А, по состоянию на 2016 год
  •  Замбия — 25 Д-30, по состоянию на 2018 год
  •  Зимбабве — 4 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Израиль — 5 Д-30 на хранении, по состоянию на 2016 год
  •  Индия — 520 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Иран — 540 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Иракский Курдистан — не менее 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Йемен — 130 Д-30, по состоянию на 2012 год
  •  Казахстан — 400 Д-30, из них до 300 единиц на хранении, по состоянию на 2016 год
  •  Камбоджа — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Киргизия — 72 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Китай — около 54 Type-96 (китайская копия Д-30), по состоянию на 2016 год
  •  Республика Конго — 10 Д-30, по состоянию на 2018 год
  •  Демократическая Республика Конго — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2012 год
  •  КНДР — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Куба — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  •  Лаос — 20 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
  •  Ливан — 9 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Ливия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Мавритания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Мадагаскар — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Мали — 8 Д-30, по состоянию на 2012 год
  •  Монголия — около 300 Д-30, М-30 и МЛ-20, по состоянию на 2016 год
  •  Мозамбик — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Мьянма — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Нигерия — 37 Д-30 и Д-74, по состоянию на 2016 год
  •  Никарагуа — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Оман — 30 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Пакистан — 80 Д-30 (используются под обозначением PRC), по состоянию на 2016 год
  •  Перу — 36 Д-30 на вооружении армии, ещё некоторое количество в морской пехоте, по состоянию на 2016 год
  •  Россия:
    • Сухопутные войска — некоторое число, по состоянию на 2016 год. (4400 на хранении)
    • Береговые войска ВМФ — некоторое число, по состоянию на 2017 год.
    • Воздушно-десантные войска — 150 Д-30, по состоянию на январь 2017 год
    • Войска национальной гвардии — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
    • Росгидромет — не менее 68 Д-30
  •  Южная Осетия: 12 Д-30 , по состоянию на 2008 год
  •  Руанда — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Сейшельские Острова — 3 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году
  •  Сербия — 78 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Сирия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Словакия — 19 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Сомали — 12 Д-30, по состоянию на 2012 год
  •  Судан — 21 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Таджикистан — 10 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Танзания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Туркмения — 350 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Узбекистан — 60 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Украина
    • Сухопутные войска Украины — 75 Д-30, по состоянию на 2016 год
    • Высокомобильные десантные войска Украины — 54 Д-30, по состоянию на 2016 год
    • Национальная гвардия Украины — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Финляндия — 234 (используются под обозначением 122 H 63), по состоянию на 2016 год
  •  Хорватия — 27 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Черногория — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  •  Эстония — 42 Д-30 (используются под обозначением H-63), по состоянию на 2016 год
  •  Эфиопия — 464 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год

Бывшие операторы

  •  СССР
  •  ГДР — 395 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1977 годы
  •  Ирак — 576 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1988 годы
  •  Марокко — 10 Д-30, поставлены из СССР в 1981 году
  •  Чехословакия — 210 Д-30, поставлены из СССР в период с 1981 по 1985 годы
  •  Югославия — 120 Д-30, поставлены из СССР в 1976 году
  •  Южный Йемен — 72 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году

История гаубицы Д-30

Гаубица – это тип артиллерийского орудия, предназначенный для стрельбы по навесной траектории с закрытых позиций вне прямой видимости неприятеля. Первые образцы подобного оружия появились в Европе еще в XIV столетии. Изначально они не были слишком популярными, артиллеристы того времени предпочитали стрелять по врагу прямой наводкой.

Расцвет гаубиц начался примерно в XVII веке с появлением различных видов разрывных боеприпасов. Особенно часто гаубичная артиллерия применялась во время штурма или осады вражеских крепостей.

«Звездным часом» для гаубиц стала Первая Мировая война. Позиционный характер боевых действий как нельзя лучше подходил для использования подобной артиллерии. Их массово применяли все стороны конфликта. В Первой Мировой войне число погибших от вражеских снарядов намного превосходит потери от стрелкового оружия или отравляющих газов.

Советская армия обладала высококлассной и многочисленной артиллерией. Она сыграла важнейшую роль в разгроме гитлеровских захватчиков. Самой знаменитой гаубицей времен Великой Отечественной войны была М-30 калибра 122 мм.

Однако после окончания войны ситуация несколько изменилась. Началась ядерная и ракетная эпоха.

Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев считал, что исход современной войны можно решить с помощью ракет, артиллерию он считал анахронизмом. В термоядерной войне пушки вообще казались ему лишними. Подобная точка зрения оказалась явно ошибочной, но она затормозила развитие отечественной ствольной артиллерии на десятки лет. Только в начале 60-х годов были инициированы разработки новых систем самоходной и буксируемой артиллерии.

Именно в этот период началась разработка новой дивизионной гаубицы калибра 122 мм. Она должна была прийти на смену легендарной М-30, которая была сконструирована еще до начала войны талантливым конструктором Федором Петровым.

Разработку новой гаубицы Д-30 также была поручена Петрову, на тот момент он возглавлял ОКБ завода №9. М-30 имела некоторые недостатки, которые конструкторам нужно было учесть при работе над новой артиллерийской системой. К ним относилась недостаточная кучность стрельбы и невозможность вести круговой обстрел.

Основной особенностью новой гаубицы было необычное устройство лафета, конструкция которого отличалась от любых других орудий, принятых на вооружение советской армии ранее. Гаубица Д-30 имела лафет, состоящий из трех станин, что позволяло орудию вести круговой обстрел. Необычным был и способ буксировки орудия: шкворневая балка для зацепа была прикреплена к дульному тормозу гаубицы.

В 1963 году 122-мм гаубица Д-30 была принята на вооружение. В 1978 году провели модернизация орудия, но она была незначительна. Шкворневая балка, за которую гаубицу цепляли при транспортировке, получила жесткую конструкцию, также был изменен дульный тормоз. Если ранее он имел пять пар больших щелей и одну пару малых, то теперь на орудие был установлен дульный тормоз с двумя камерами.

На броневом щитке были установлены поворотники и габаритные огни для большего удобства транспортировки гаубицы в колоне. Новая модификация орудия получила обозначение Д-30А.

Серийное производство Д-30 было налажено на заводе №9. Выпуск орудия был прекращен в начале 90-х годов. Разговоры о снятии гаубицы с вооружение российской армии велись с начала нулевых годов, но такое решение было принято только несколько лет назад. Российское министерство обороны сообщило, что Д-30 были отправлены на базы хранения еще в 2013 году. Их планируют заменить буксируемой гаубицей «Мста-Б» калибра 152-мм и самоходными установками «Акация».

152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1)

152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1, Индекс ГАУ — 52-Г-536А) — советская гаубица периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1943 по 1949 гг.

, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.

Принятие на вооружение в 1943 году мобильной и мощной гаубицы Д-1 повысило возможности танковых и моторизованных частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) по прорыву заранее и хорошо укреплённых оборонительных полос и районов противника.

История создания

В 1941 году по ряду причин было прекращено серийное производство 152-мм гаубиц образца 1938 года (М-10). По мнению известного российского историка М. Свирина в их числе были: Дефицит мощных тягачей, способных эффективно осуществлять буксировку М-10; Высокая металлоёмкость и сложность в производстве лафета; Сложность ремонта и обслуживания орудия;

Занятость заводов №№ 9 и 172 мобилизационными заданиями по массовому производству других орудий — гаубиц М-30 и гаубиц-пушек МЛ-20, потеря завода № 352; в результате М-10 стало негде выпускать.

Одной из причин прекращения производства М-10 могло стать также упразднение в 1941 году корпусного звена в РККА (большинство стрелковых корпусов было расформировано в августе-сентябре 1941 года) и, как следствие, корпусной артиллерии.

Однако в том же году в СССР начали вновь формироваться стрелковые корпуса и, соответственно, корпусный уровень организационно-штатной структуры артиллерии был введён повторно. Для корпусной артиллерии превосходная гаубица-пушка МЛ-20 не подходила из-за большой массы (т. е.

низкой мобильности и достаточно высокой стоимости), а дивизионная 122-мм гаубица М-30 — из-за недостаточной огневой мощи.

Поэтому в конце 1942 года КБ известного советского конструктора Ф. Ф. Петрова начало в инициативном порядке проектировать новую 152-мм гаубицу, представляющую собой наложение ствольной группы 152-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-10) на лафет 122-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-30).

В начале 1943 года Ф. Ф. Петров известил народного комиссара вооружений Д. Ф. Устинова о новом проекте. 13 апреля 1943 года Д. Ф. Устинов сообщил Ф. Ф. Петрову о решении Государственного Комитета Обороны (ГКО) о поставке 5 экземпляров новой гаубицы к 1 мая 1943 года для полигонных испытаний.

5 мая две гаубицы поступили на испытания, которые были закончены уже через два дня. 7 мая по результатам испытаний был подписан отчёт, в котором орудие, после устранения ряда несущественных недостатков, рекомендовалось к принятию на вооружение.

Постановлением ГКО от 8 августа 1943 года орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «152-мм гаубица обр. 1943 г.». Серийное производство было начато через полтора месяца.

ПРОИЗВОДСТВО

Производство Д-1, шт. Год 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 Итого Изготовлено, шт. 84 258 715 1050 240 240 240 2827 Номенклатура боеприпасов Тип Индекс ГАУ Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Начальная скорость, м/с Дальность табличная, м Калиберные бронебойные снаряды Морской полубронебойный обр. 1915/28 г.

51,07 3,2 ? ? Кумулятивные снаряды Кумулятивный 53-БП-540 27,44 ? 560 3000 Бетонобойные снаряды Бетонобойный дальнобойный гаубичный (с индексом Ш — снаряжён тротилом методом шнекования) 53-Г-530 (53-Г-530Ш) 40,0 5,1 508 (полный заряд) 12400 Осколочно-фугасные снаряды Стальная дальнобойная граната 53-ОФ-530 40,0 5,47-6,86 508 (полный заряд) 12400 Сталистого чугуна осколочная дальнобойная граната 53-О-530А 40,0 5,66 508 (полный заряд) 12400 Старая граната 53-Ф-533 40,41 8,0 ? ? Старая граната 53-Ф-533К 40,68 7,3 ? ? Старая граната 53-Ф-533Н 41,0 7,3 ? ? Старая граната 53-Ф-533У 40,8 8,8 ? ? Сталистого чугуна старая французская граната 53-Ф-534Ф 41,1 3,9 ? ? Граната от 152-мм мортиры обр. 1931 г. 53-Ф-521 41,7 7,7 ? ? Стальная английская граната для 152-мм гаубицы Виккерса 53-Ф-531 44,91 5,7 ? ? Шрапнель Шрапнель с трубкой 45 сек. 53-Ш-501 41,16-41,83 0,5 (680—690 пуль) ? ? Шрапнель с трубкой Т-6 53-Ш-501Т 41,16 0,5 (680—690 пуль) ? ? Осветительные снаряды Осветительный парашютный, время горения 40 сек. 3С1 40,2 ? ? ? Химические снаряды Химический гаубичный 53-ХС-530 38,8 ? ? ? Химический гаубичный 53-ХН-530 39,1 ? ? ?

Химический (принят на вооружение после Великой Отечественной войны) 3Х3 ? ? ? ?

Операторы

Гильзы Гиацинта.

  • Азербайджан Азербайджан — 18 2А36, по состоянию на 2016 год
  • Армения Армения — 26 2А36, по состоянию на 2016 год
  • Белоруссия Белоруссия — 48 2А36, по состоянию на 2016 год. По другим данным не состоит на вооружении.
  • Грузия Грузия — 3 2А36, по состоянию на 2016 год
  • Молдавия Молдавия — 21 2А36, по состоянию на 2016 год
  • Россия Россия: 1100 2А36 на хранении, по состоянию на 2017 год
    • Сухопутные войска — некоторое количество на вооружении 68-го армейского корпуса
    • Береговые войска — 50 2А36, по состоянию на 2016 год
  • Туркмения Туркмения — 6 2А36, по состоянию на 2016 год
  • Украина Украина:
    • Сухопутные войска — 180 2А36, по состоянию на 2016 год
    • Морская пехота — некоторое количество 2А36, по состоянию на 2016 год
  • Узбекистан Узбекистан — 140 2А36, по состоянию на 2016 год

Бывшие операторы

  • СССР СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам
  • Ирак Ирак — 180 2А36 поставлено из СССР в период с по 1988 годы
  • Казахстан Казахстан — 180 2А36, по состоянию на 2012 год
  • Финляндия Финляндия — 24 2А36 поставлено из СССР в 1989 году, использовались под обозначением K-89

Орудийная установка

152-мм/45 орудие Канэ в береговой установке

152-мм/45 орудие Канэ в башенной установке

Установки для 152-мм/45 орудий системы Канэ имели несколько исполнений и различались:

  • по назначению — корабельные, береговые
  • по конструкции — с центральным или боковым размещением штыря.
С боковым размещением штыря установки изготавливались для бортовых корабельных батарей. Ось вра­щения проходила через порт. Вес установки составлял 6961 кг.

по конструкции в зависимости от места производства

Обуховский завод
Системы Канэ. Угол вертикальной наводки (ВН) = -6°. ..+20°. Угол горизонтальной наводки (ГН) = 360°. Тормоз отката гид­равлический, веретенного типа.Подъемный механизм с зубчатой дугой. Высота оси орудия над палубой 1150 мм. Диаметр окружности по центрам фундаментных болтов 1475 мм. Вес качающейся части 8300 кг. Вес щита 991 кг. Общий вес станка без орудия 6290 кг, с орудием — 14 690 кг.
Собственной конструкции.
Угол ВН = -5°…+20°. Угол ГН = 360°. Высота оси орудия от основания палубы 1410 мм. Вес установки с орудием 17 330 кг. Впоследствии, на станках обр. 1911 г. при модернизации на Балтийском заводе угол вертикальной наводки был доведён до +25°.
Металлический завод
Собственной конструкции для стволов в усиленном исполнении.
Подъем­ный механизм винтовой. Угол ВН = -6°,..+25°. Угол ГН = 360°. Вы­сота оси орудия над палубой 1359 мм. Щит башнеподобный, толщиной 76 мм. Вес станка с орудием — 16 240 кг. Скоро­стрельность 7 выстр./мин. Расчет 10 человек.
Балтийский завод
Системы Канэ.
Увеличен угол вертикальной наводки до +25° для возможности вести более дальнобойный огонь.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector